Здравствуйте уважаемые родители, хочу начать своё выступление с цитаты русского педагога Ушинского Константина Дмитриевича «Самая лучшая игрушка для детей -это песок».
Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Это и есть песочная терапия – одно из направлений арт-терапии.
Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Хорошо развивается мелкая моторика рук, движения пальчиками становятся более ловкими и дифференцированнными.
Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Практическая часть. А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. (взрослые манипулируют с песком)
При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения:
-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
-пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка;
-пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;
-можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;
Игра- «Следы на песке»
Давайте поиграем песочком
Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.
Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.
Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку!
Легко ли сыплется песок? (легко)
Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
Долго шли они пешком.
А потом бегом, бегом.
Немного поскакали,
А в конце в песок упали.
А теперь сожмите руки в кулачок и покажем, как …
«Идёт медведь» -кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок
Мишка косолапый
По лесу идет,
Топ-топ-топ.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сначала нарисуем, как по небу бегут облака…
Облака собрались в кучу,
Превратились в злую тучу.
Стали лить на землю воду,
И испортили погоду. (рисуют дождь)
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной, (рисуют гриб)
Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу)
Чего не хватает на рисунке? (Солнышка).
Давайте нарисуем солнышко.
Посмотрите, какие красивые картины у вас получились!
Таким образом, упражнения с песком помогают получить детям новые знания об окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая активность ребёнка и развивается эмоциональная сфера.