Вначале я расскажу Вам о том, что такое связная речь, о ее видах, значимости развития связной речи в современном обществе, о средствах общения. Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью. Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Диалог – это разговор двух и более людей, цель которого – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию.
Диалог - это, прежде всего, разговорная речь: простые слова, несложные словесные конструкции (неполные предложения, односложные ответы, краткие вопросы), восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. Зачастую диалогическая речь ситуативна, то есть понятна только в определенном контексте. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.
Монолог – речь одного человека. Цель монолога – сообщить какую-то информацию, поделиться впечатлениями. Важно научить ребенка монологической речи в дошкольном возрасте, уже с первых дней в школе ребенку будет необходим этот навык: рассказать о себе, о своем доме, запомнить, что было в школе, и рассказать дома.Овладевая монологической речью, дети сначала учатся пересказывать, потом рассказывать. Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога:
описание (характеристика какого-то предмета),
повествование (рассказ о каких-то событиях),
рассуждение (изложение материала в форме доказательства).
Не научившись связно говорить в дошкольном детстве, детям потом с каждым годом труднее и труднее будет наверстывать упущенное. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое место занимает умение вести диалог, говорить внятно, грамматически правильно, оформляя свою речь, а также уметь строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника. Общение богатое эмоциями, мимикой, жестами существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно мы, взрослые, семья и педагоги даруем детям опыт человеческого общения через умение слушать, говорить, взаимодействовать. Поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития умения общаться ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность дошкольного учреждения и семьи.
II. Основная часть
Я познакомлю Вас, Уважаемые родители, с играми, которые помогут детям научиться вести диалог, развивать монологическую форму связной речи, позволят ребятам найти общий язык, учиться слышать и слушать друг друга, настроиться на позитивный лад.
КОМПЛЕКС ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОБЩЕНИЯ:
Игры, направленные на снятие психологической скованности:
«ХЛОПКИ»
Инструкция: представим себе, что у каждого в ладони Ваше приветствие. Выбирая глазами того, кому хотите подарить Ваше приветствие, вы передаете ему хлопок. Ваш партнер должен поймать хлопок и передать его другому.
«ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ»
Все вместе встают в круг, берутся за руки и, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов и за что-то похвалить.
«ЗАКОНЧИ РИСУНОК»
Родители сидят по кругу. У каждого набор фломастеров и листок бумаги.Инструкция: сейчас вы все начнете рисовать свою картину. По моему хлопку прервете рисование и тут же отдайте свою незаконченную картину соседу, он продолжит рисовать ваш рисунок. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось.
Игры на развитие положительных эмоций:
«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Содержание: Родителям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания.
«РАЗДУВАЙСЯ ПУЗЫРЬ»
Содержание: Родители делают тесный круг – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь намного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой, да не лопайся!». Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже – кто-то изкруга ) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
«ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ»
Содержание: дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий.
Игры на развитие речевого этикета:
«ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ»
Содержание: Один садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты.
«ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА»
Содержание: Игра проводится с мячом, в кругу. Родители бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо произносить только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), извинения (извините, простите» сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). В конце упражнения обсуждается, какие чувства вызывали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.
«ПОЖАЛУЙСТА»
Содержание: Все становятся в круг. Ведущий показывает разные движения, а играющие должны повторить их лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется — выбывает из игры.
Игры на развитие умения разбираться в настроении, чувствах:
«ПИКТОГРАММА»
Родителям предлагается из 6-8 пиктограмм найти требуемую. Например: «У Ванюши сегодня потерялся котёнок и поэтому он очень грустный. Найдите Ванюшу среди других детей.
«НАСТРОЕНИЕ»
1. Каждому для игры раздаётся лист с нарисованным на нём лицом с глазами. К листу прилагается «ротик»- отрезок красной шерстяной нити (5-7 см.). Родителям объясняются правила игры- как сделать лицо своего человечка грустным - (ниточку выложить дугой концами вниз), весёлым( дуга концами вверх) , удивлённым ( ротик колечком), сердитым ( ротик такой же, как у грустного лица), спокойным ( ротик выложить прямым отрезком). Выкладывают по заданию мимику.
2. Сделай своему человечку такое лицо, какое у тебя было настроение, когда ты поссорился с другом? Когда ты гулял? Когда ты смотришь любимый фильм? Когда ты был на празднике. Какое у тебя настроение сейчас?
3. Демонстрация иллюстраций, сюжетных картинок- какое настроение у героя, изображённого на картинке?(спокойное, весёлое, грустное, удивленное, сердитое).
4. Передавать мягкую игрушку по кругу, прислушиваясь к ней. Она расскажет какое у нее настроение. Рассказать по очереди, о чем рассказала игрушка.
«ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ»
Рассматривать любимую книгу с иллюстрациями и рассказывать какое настроение на картинке у любимого героя.
КОМПЛЕКС ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ:
Игры на обогащение словарного запаса
«НАОБОРОТ»
Цель:подбор антонимов.
Родителям предлагается бросать мяч соседу по игре и называть слово, сосед поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову. Например (высоко-низко, далеко-близко, трус-храбрец).
«ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»
Цель: подбор антонимов.
Родителям предлагается называть словосочетания, делая паузы. Сосед по игре должен сказать слово, которое пропущено, т.е. закончить фразу. Например (сахар сладкий, а лимон ..., луна видна ночью, а солнце ..., огонь горячий, а лед ..., река широкая, а ручей ..., камень тяжелый, а пух ...)
«КАКОЙ ПРЕДМЕТ?»
Цель: развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Родителям предлагается к слову-признаку подобрать как можно больше слов-предметов. Например (зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, ..., красное - платье, яблоко, знамя, ...).
Игры на формированиеграмматического строя речи
«ОДИН-МНОГО»
Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Родителям демонстрируются картинки с изображением одного предмета и предлагается найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве, назвать что изображено.Например ( шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.)
«ЛОВИ И НАЗЫВАЙ»
Цель: развивать умение образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Родителям предлагается бросить мяч соседу по игре и называть слова, которые обозначают один предмет; соседу, бросая мяч, предлагается называть слово, которое обозначает много предметов. Например: ( шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.)
«УГАДАЙ ЧЬИ ХВОСТЫ»
Цель: развивать умение образовывать формы родительного падежа существительного.
Родителям предлагаются картинки с изображениями животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Демонстрируется картинка с изображением хвоста и задается вопрос: «Кому принадлежит этот хвост». Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".
«ГОСТИ»
Цель: развивать умение образовывать формы дательного падежа существительного.
Родителям демонстрируются картинки, на которых изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Например: медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".
«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ».
Цель: развивать умение образовывать формы винительного падежа существительного.
Родителям предлагается назвать, что они видят вокруг. Например (Я вижу стол, окно, парту…)
«НАЗОВИ ПАРЫ»
Цель: развивать умение образовывать формы творительного падежа существительного.
Родителям предлагается назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.
«ПОМОГИ ЖИВОТНЫМ НАЙТИ СВОЙ ДОМИК»
Цель: развивать умение использовать в речи притяжательные прилагательные.
Родителям демонстрируются две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Предлагается помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, кладут изображения животного рядом с изображением его жилища. Например (волчье логово, беличье дупло, заячья нора…).
«БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ»
Цель: развивать умения образовывать с помощью суффиксов существительные уменьшительно-ласкательного значения.
Родителям демонстрируются картинки с изображением вещей великана и вещей гнома. Предлагается назвать вещи персонажей. Например (сапог великана и сапожок гнома, шапка великана и шапочка гнома, рукавица великана и рукавичка гнома…)
«ЭХО»
Цель: развивать умения образовывать существительные с помощью слияния двух основ.
Родителям предлагается из двух слов образовать одно. Например (листья падают – листопад, сам ходит – самоход,снег падает – снегопад…)
«НАЗОВИ СКОЛЬКО»
Цель: развивать умение согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
Родителям демонстрируются картинки с изображением разного количества предметов. Например (пять карандашей, два мяча, четыре пенала…)
Игры на развитие умения вести диалог
«Я ДУМАЮ О…»
Родителям предлагается загадать какой-то предмет, который все видят. Начинать можно с какого-то одного признака этого предмета: «Я думаю о чем-то высоком…». Сосед по игре перечисляет высокие предметы, которые он видит, и задает уточняющие вопросы, чтобы догадаться, о чем вы думаете. Потом можно поменяться ролями. Постепенно игру можно усложнять: загадывать предметы, которых нет в зоне видимости, загадывать героев книг или мультфильмов.
«ЧТО МЫ ВИДИМ ВО ДВОРЕ»
Родителям предлагается посмотреть в окно. Поиграть в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например (Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки.). В процессе игры можно помогать наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?".
«ДАВАЙ ПОГОВОРИМ»
Родителям предлагается ответить на вопросы. Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?
КОМПЛЕКС ИГР, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ:
«ПОСМОТРИ, ЧТО УВИДЕЛ, РАССКАЖИ»
Родителям демонстрируется сюжетная картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Затем предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?" При необходимости можно помогать наводящими вопросами.
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ или РИСУЕМ СЛОВАМИ»
Необходимо объяснить, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета. Объяснить, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.
Родителям предлагается послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее". Затем можно предложить родителям описать любой предмет, для отгадывания.
«ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Родителям предлагается продолжить начатое предложение. Например ( «Учись читать, потому что…», «Если бы я был волшебником, я бы…»).
«ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ»
Родителям предлагается придумать продолжение рассказа, сказки, или сочинять рассказ вместе, по очереди. Например (Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче. Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам. Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает! Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)).
III. Заключительная часть.
Для того чтобы ребенок с радостью воспринимал игры на развитие связной монологической речи, соблюдайте несколько принципов:
Давайте ребенку речевой образец: если просите ребенка описать предмет или рассказать о каком-то событии, дайте сначала свой вариант. Сначала ребенок будет повторять ваш образец, но постепенно научится придумывать сам;
Используйте прием отражения: вы начинаете предложение- ребенок заканчивает;
Используйтевопросы. Сначала весь рассказ или пересказ ребенка будет строиться на ваших наводящих вопросах, потом на прямых. Постепенно уменьшайте количество вопросов. Ему будет достаточно только маячков, о чем рассказывать и в какой последовательности, в начале рассказа;
Используйте те предметы, картинки, тексты, которые вызывают у ребенка сильные эмоции: находясь под впечатлением, дети лучше говорят.
Я надеюсь, что эти интересные игры и рекомендации помогут Вам в воспитании детей. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему, если начнете прививать навыки общения, развивать связную речь уже сейчас.
В заключении занятия, родителям можно вручить сертификат о прослушанном практическом курсе по обучению развитию связной речи.
Используемая литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А.Бодалев. – М.: Педагогика, 2008. – 270 с.
2. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие.- Ярославль.: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.- 167 с.
3. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М.: Просвещение, 1985.- 207с.
4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос,2004.- 56с.
5. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
6. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. - СПб., 2008.- 235с.