kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс для педагогов: «Простые секреты учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Расширять  знаний  педагогов об использовании игровых и здоровьесберегающих технологиях.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Усовершенствовать знания педагогов  по проведению артикуляционной гимнастики; о речевом дыхании; о массаже ложками;  о работе над дикцией; о сенсорном развитии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов: «Простые секреты учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 404 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ













МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ

ПЕДАГОГОВ:

«Простые секреты

учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»











Подготовила и провела: учитель-логопед

Габовская О.В.

Дата: 29.10.2025 г.


2025-2026 учебный год



Цель: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.


Задачи:

1. Расширять знаний педагогов об использовании игровых и здоровьесберегающих технологиях.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Усовершенствовать знания педагогов по проведению артикуляционной гимнастики; о речевом дыхании; о массаже ложками; о работе над дикцией; о сенсорном развитии.


Материалы и оборудование:

1. Одноразовые тарелки, ложки, бумажные салфетки, влажные салфетки, карточки артикуляционной гимнастики.

2. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Осьминожки», «Гусенички», «Ароматные цветочки».

3. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.

4. Мешочек с чистоговорками.

5. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.

6. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой.


Ожидаемые результаты мастер-класса:

1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5.Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.


Продолжительность мастер-класса: 30 мин.


Ход мастер-класса:


  1. Организационный момент. (3 мин)

  2. Вводная часть (2 мин)

  3. Основная часть (20 мин):

  • Артикуляционная гимнастика

  • Массаж ложками

  • Развитие речевого дыхания

  • Работа с дикцией

  • Сенсорное развитие

  1. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)








Ход мастер-класса:

    1. Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер-класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания, поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья,

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

  • Он слон – она …

  • Он лось – она …

  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …

  • Он заяц – она …

  • Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …

  • Он осел – она …

  • Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.


2. Вводная часть.

Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер-класс и продемонстрирую вам комплекс игр и упражнений, которые помогут сделать речь ребенка чище.

Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что ребенок воспитывается в режиме молчания, родители постоянно заняты, а ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми, с семьей.


    1. Основная часть.

Что же такое речь? Представим дом. Фундамент нашего дома: артикуляционный аппарат. Стены: общая и мелкая моторика, правильного речевого дыхания. Крыша: сенсорное развитие.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.


Упражнение для губ.

1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: «ПОНЯТНЕНЬКО» – и так 8 раз.

2. «Фыркающая лошадь».


Упражнение для языка.

1. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий

язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

2. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

3. Упражнение «Лошадка».

А теперь попробуем творческий прием (вкусная гимнастика). Используем бублик и сладкую соломку, мармелад.


«Упражнения с соломинкой»

1. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

2. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.

3. «Упражнение с соломкой в зубах» чистоговорки.


«Упражнения с сушкой»

1. «Слоник». На губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

2. «Язычок-гимнаст». Рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

3. «Упражнения с мармеладом», «Футбол»

Массаж ложками

Артикуляционная гимнастика – один из самых известных способов коррекции нарушений произносительной стороны речи. Однако наука движется вперед и в современной логопедии появляются все новые и новые способы воздействия на мышцы артикуляционного аппарата. Одним из инновационных методов является нетрадиционный массаж с помощью ложек.  Впервые металлические ложки стали применяться в косметологии доктором Рене Кохом. Доктор Кох разработал и предложил уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Р.Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Затем,  метод массажа с использованием ложек стал применяться и в логопедии. Массаж ложками может делать ребенку логопед, а также дети сами под руководством логопеда могут делать самомассаж.

Массаж ложками улучшает качество артикуляционных движений у ребенка,  помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов,  помогает нормализовать тонус мимической и артикуляционной мускулатуры.

Существуют требования к выбору ложек. которые необходимо учитывать при организации деятельности по логопедическому массажу ложками. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком. Приборы должны пройти предварительную дезинфекцию или чистку как до, так и после массажа. Также нужно позаботиться о чистоте рук, приготовить влажные салфетки, бумажные платки, стаканы под ложки. В зависимости от возраста  и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка

Самомассаж лица «Озорные мишки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем.

Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1 р.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем.

Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три – скажу, четыре,

Пять и шесть и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Развитие речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, повышают иммунитет.

1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались

щеки (для начала их можно придерживать руками)

  • «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.

  • «Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.

  • «Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».

  • Игра-упражнение «Машина». ДРРРРР(упражнение на самую длинную воздушную струю).

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика – позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх-потешках.

    1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.

- Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

- Покатать мяч рукой по столу, по руке.

- Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.

2. Игра с карандашом. (Лучше использовать карандаш-шестигранник).

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

3. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

4. Массаж Су-Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.


Работа с дикцией

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Игра «Вошебный мешочек». Сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.


Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

- «Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

- «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

- «Найди пару».

 Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

 Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

- «Звенящие коробочки».

Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

Заключительная часть. Рефлексия.

Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях.

По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Габовская Ольга Васильевна

Дата: 13.11.2025

Номер свидетельства: 677054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства