Мастер-класс для педагогов: «Простые секреты учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»
Мастер-класс для педагогов: «Простые секреты учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»
Цель: создание условий дляповышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Расширять знаний педагогов об использовании игровых и здоровьесберегающих технологиях.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Усовершенствовать знания педагогов по проведению артикуляционной гимнастики; о речевом дыхании; о массаже ложками; о работе над дикцией; о сенсорном развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов: «Простые секреты учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 404 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ:
«Простые секреты
учителя-логопеда в воспитании правильной и чистой речи детей»
Подготовила и провела: учитель-логопед
Габовская О.В.
Дата: 29.10.2025 г.
2025-2026 учебный год
Цель: создание условий дляповышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Расширять знаний педагогов об использовании игровых и здоровьесберегающих технологиях.
2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Усовершенствовать знания педагогов по проведению артикуляционной гимнастики; о речевом дыхании; о массаже ложками; о работе над дикцией; о сенсорном развитии.
3. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.
4. Мешочек с чистоговорками.
5. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.
6. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
1. Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;
2. Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;
4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
5.Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.
Продолжительность мастер-класса: 30 мин.
Ход мастер-класса:
Организационный момент. (3 мин)
Вводная часть (2 мин)
Основная часть (20 мин):
Артикуляционная гимнастика
Массаж ложками
Развитие речевого дыхания
Работа с дикцией
Сенсорное развитие
Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)
Ход мастер-класса:
Организационный момент
Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер-класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания, поиграем в игру «Он и она».
Повнимательней, друзья,
Я начну, вы продолжайте,
Хором, быстро отвечайте.
Он слон – она …
Он лось – она …
Он кот – она …
- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.
Он морж – она …
Он заяц – она …
Он бык – она …
- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.
Он тигр – она …
Он осел – она …
Он баран – она …
- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.
2. Вводная часть.
Сегодня я проведу с Вами логопедический мастер-класс и продемонстрирую вам комплекс игр и упражнений, которые помогут сделать речь ребенка чище.
Речь – бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передавать интересную информацию, прочитать стихотворение.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то, и другое, и третье. Но опыт работы показал, что ребенок воспитывается в режиме молчания, родители постоянно заняты, а ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми, с семьей.
Основная часть.
Что же такое речь? Представим дом. Фундамент нашего дома:артикуляционный аппарат. Стены: общая и мелкая моторика, правильного речевого дыхания. Крыша: сенсорное развитие.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Упражнение для губ.
1. Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: «ПОНЯТНЕНЬКО» – и так 8 раз.
2. «Фыркающая лошадь».
Упражнение для языка.
1. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий
язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
2. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
3. Упражнение «Лошадка».
А теперь попробуем творческий прием (вкусная гимнастика). Используем бублик и сладкую соломку, мармелад.
«Упражнения с соломинкой»
1. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
2. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
3. «Упражнение с соломкой в зубах» чистоговорки.
«Упражнения с сушкой»
1. «Слоник». На губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.
2. «Язычок-гимнаст». Рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.
3. «Упражнения с мармеладом», «Футбол»
Массаж ложками
Артикуляционная гимнастика – один из самых известных способов коррекции нарушений произносительной стороны речи. Однако наука движется вперед и в современной логопедии появляются все новые и новые способы воздействия на мышцы артикуляционного аппарата. Одним из инновационных методов является нетрадиционный массаж с помощью ложек. Впервые металлические ложки стали применяться в косметологии доктором Рене Кохом. Доктор Кох разработал и предложил уникальную методику массажа с помощью обычных ложек. Р.Кох стал применять не только холодные, но и горячие ложки. Затем, метод массажа с использованием ложек стал применяться и в логопедии. Массаж ложками может делать ребенку логопед, а также дети сами под руководством логопеда могут делать самомассаж.
Массаж ложками улучшает качество артикуляционных движений у ребенка, помогает в формировании нужного уклада артикуляционных органов, помогает нормализовать тонус мимической и артикуляционной мускулатуры.
Существуют требования к выбору ложек. которые необходимо учитывать при организации деятельности по логопедическому массажу ложками. Ложки должны быть из нержавеющей стали с минимумом украшений на черенке и круглым, не острым кончиком. Приборы должны пройти предварительную дезинфекцию или чистку как до, так и после массажа. Также нужно позаботиться о чистоте рук, приготовить влажные салфетки, бумажные платки, стаканы под ложки. В зависимости от возраста и комплекции используются следующие виды ложек: для взрослых – десертная, чайная ложка. Для старшего дошкольника и крупного ребенка – чайная ложка. Для младшего дошкольника и мелкого ребенка – кофейная ложка
Самомассаж лица «Озорные мишки».
Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для ушек
Нужно делать всем.
Оттяну вперед я ушки,
А потом назад.
Словно плюшевые мишки
Детки в ряд сидят.
Указательным и средним пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 минуту.
А теперь по кругу щечки
Дружно разотрем:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьем.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж для щечек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке,считая до 30. Потом круги по лбу, также, считая до 30. Делать по 1 р.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Четко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
Озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 минуту.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три – скажу, четыре,
Пять и шесть и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем!
Развитие речевого дыхания
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, повышают иммунитет.
1. Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались
щеки (для начала их можно придерживать руками)
«Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.
«Солнышки» возьмите коктейльную трубочку и подуйте на солнышко так, чтобы оно быстро начало крутиться.
«Осьминожка» дуть, чтоб шевелились «щупальцы».
Игра-упражнение «Машина». ДРРРРР(упражнение на самую длинную воздушную струю).
Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
Развитие мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика – позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх-потешках.
Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.
- Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.
- Покатать мяч рукой по столу, по руке.
- Катать мяч по щекам, по лбу, по подбородку.
2. Игра с карандашом. (Лучше использовать карандаш-шестигранник).
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
3. Игры с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш.
Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »
4. Массаж Су-Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом:
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Работа с дикцией
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Игра «Вошебный мешочек». Сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Развить ощущения, помогут следующие игры:
- «Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.
- «Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
- «Звенящие коробочки».
Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.
Заключительная часть. Рефлексия.
Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях.
По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!