Приветствие – поклон под русскую плясовую «Полянка»
Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился...
Ответ: Хоровод.
- Сегодня, уважаемые коллеги, мы познакомимся с русским хороводом и его разновидностями, узнаем названия хороводов с методами игровых и неигровых хороводов.
Но для начала нам нужно сделать разминку, чтобы разогреть свои мышцы. Налево, руки на пояс.
Выше голову держите
Шире плечи разведите,
Ноги выше поднимайте
И под музыку шагайте.
Коллеги, мы не зря с вами сегодня разминались по кругу. Что напоминает вам танец в кругу? (Хоровод) К какому виду танца он относится?
Правильно, к русскому народному танцу.
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый древний вид танца, который объединяет и собирает большое число участников. В различных областях России хороводы имели разные названия: «карагод», «караход», «курагод» и т.д. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек - «лебедушек».
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие, которое исходит из конкретного содержания песни. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида - игровые и орнаментальные.
Игровые хороводы
Главная особенность игрового хоровода - наличие сюжета. Это темы труда, воспевания природы, любви девушки и парня, семейные. Сюжет разыгрывался как в самом настоящем театре, разными средствами: музыка, танец, цирк, драма и т.д. Привлекались всевозможные предметы - реквизиты. Особую роль играл платок. Он мог быть платочком, плеткой и т.д. исходя из сюжета хоровода. Сюжет разыгрывался как отдельными актерами-солистами под пение хоровода, так и солистами вместе с хороводом, где участники хоровода принимали активную роль в игре.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.
Основное построение хоровода - круг.
Таким образом, игровой хоровод - сюжетный хоровод.
Орнаментальные (неигровые) хороводы
А.А.Климов в своей книге «Основы русского народного танца» пишет: «Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры - орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными... Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название: фигурные, узорные, кружевные».
Основное построение хоровода, как и в игровом - круг, но в процессе танца образуются множество рисунков - фигур, например, «звездочка», «воротца», «улитка», «гребень», «змейка» и другие.
Таким образом, главная особенность орнаментального (неигрового) хоровода - отсутствие сюжета, т.е. орнаментальный хоровод - бессюжетный хоровод, который развивается за счет развития композиционных рисунков.
Разучивание фигур русского хоровода
Сегодня мы с вами разучим отрывок из танца и несколько фигур русского танца - хоровод.
«Круг» Танцующие становятся лицом в круг, взявшись за руки и образуя замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идет «посолонь» – по солнцу. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, танцоры идут простым или переменным шагом.
«Два круга» Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.
«Круг в круге» Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположную сторону.
«Воротца» Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют эту фигуру. Одновременно начинают двигаться навстречу друг другу участники обеих линий, затем первые берутся за руки, под которыми проходят остальные.
«Улитка» Образуется, или как говорят, «навивается» или «завивается» из круга. Ведущий хоровода разрывает круг, и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, затем второй, третий и т.д. Все идущие в хороводе точно повторяют его движения. «Развивать капусту» должен участник, стоящий последним. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при завивании.
«Гребень» Две линии исполнителей двигаются навстречу друг другу простым или переменным шагом. Обе линии встречаются и, продолжая движение, проходя сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.
«Змейка» Начинается из линии, но может начаться и из круга, когда ведущий, разрывая хоровод, начинает двигаться внутри круга, делая повороты то вправо, то влево, подражая изгибам змеи. Все исполнители, не разрывая рук, двигаются за ведущим.
Сегодня мы познакомились с русским хороводом и его разновидностями и разучили орнаментальный хоровод.
Молодцы, вы хорошо справились. Я довольна вашими ответами и знаниями.
Вот и подошел к концу наш мастер-класс. Предлагаю вам провести рефлексию настроения, эмоционального состояния и рефлексию деятельности.
Рефлексия «Пятерочка»
Слушателям предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Участники рисуют свою руку на листе бумаги, обводя контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура ответы на эти вопросы. Затем листы вывешиваются на выставку и всем участникам до общего обсуждения предоставляется время для знакомства с нею.
«Мысль» - мизинец (какие знания я приобрел).
«Близка ли цель» - безымянный (что сегодня я сделал для достижения цели).
«Состояние духа» - средний (каким было мое настроение, от чего зависело).
«Услуга» - указательный (чем я мог помочь другим).
«Бодрость тела» - большой (как я физически себя чувствовал).
Мы надеемся, что представленный мастер-класс станет одним из «кирпичиков» в «фундаменте» вашего профессионального роста в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад.
Рекомендации по освоению хороводных игр с детьми дошкольного возраста
Первая младшая группа (2-3 года)
Задачи:
- Учить детей вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом, не сбиваясь в центр или в сторону.
- Развивать умения согласовывать движения с музыкой в хороводной игре.
Для адаптации детей к новой деятельности на первых этапах желательно участие в хороводе нескольких взрослых, стоящих напротив друг друга. Дети 2-3 лет в течение года разучивают один хоровод. Для детей этого возраста подходит хороводная игра «Раздувайся, пузырь».
Вторая младшая группа (3-4 года)
Задачи:
- Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.
- Закреплять правила хоровода – вставать в круг, браться за руки, сохранять круг неразрывным и ровным, ходить по кругу друг за другом.
- Приучать детей самостоятельно изменять движения со сменой текста, характера музыки.
- Обучать основным, элементарным танцевальным и образным движениям (без отработки качества выполнения) в хороводах.
- Вовлекать детей в подпевание в хороводе.
Для детей младшего дошкольного возраста более доступны игровые хороводы, в которых исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев (животных, птиц, жизнь и быт народа).
Дети в течение года разучивают два хоровода. Для разучивания хоровода предлагать его детям не менее одного раза в день, пока он не будет освоен. Данная работа может занять 1-2 месяца в зависимости от желания детей. Хороводную игру можно проводить в любое удобное время (на прогулке, на физкультурных занятиях). Главное, чтобы детям нравилось водить хоровод и делали они это с желанием.
Средняя группа (4-5 лет)
Задачи:
- Учить детей свободно ходить хороводным шагом под музыку, синхронно повторять движение и пение.
- Учить детей в хороводе петь всем вместе.
- Учить детей менять направление в круге, разрывать круг по окончании мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот.
Дети в течение года разучивают четыре-пять хороводов. Слова хороводной песни лучше разучивать в первой половине дня (на музыкальном занятии), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Задачи:
- Продолжать учить детей двигаться легко и пластично, синхронно повторять движение и пение.
- Учить детей двигаться в соответствии с характером хороводной песни, формой хоровода: идти в круге «по солнцу», «против солнца», двигаться в двух кругах в разные стороны, цепочкой словно нитка вокруг столба и в обратном направлении, выполнять хороводные фигуры («плетень», «улитку», «заплетающийся плетень» (капустка), «нитка с иголкой»).
- Формировать социальные навыки согласования, объединения, взаимодействия друг с другом и умение действовать по правилам.
Этапы освоения детьми нового хоровода:
- Знакомство с музыкой и текстом новой хороводной песни.
- Разучивание текста хороводной песни.
- Знакомство с движениями и ролями хороводной игры, отработка элементов.
- Репетиции и представление хоровода зрителям.
Дети в течение года разучивают до 10 хороводов. Самым трудным для детей старшего дошкольного возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.
Используемая литература
1.А. Климов. Основы русского народного танца, Москва, 2004.
2.М. Мурашко. Формы русского танца, Москва, 2006.
3.Т. Казаринова. Хороводы и кадрили пермской области, Пермь, 2002.