Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов "Общительные игрушки"»
Мастер-класс «Общительные игрушки»
(игровые дидактические пособия для развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста)
Процесс социализации начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Коммуникативные умения обеспечивают необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения, регулировать свое поведение во многом определяют в современном обществе будущий социальный статус ребенка. Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальной становится разработка эффективного дидактического материала, обеспечивающее успешное развитие эмоционального и социального интеллекта детей. Такие игрушки, так называемые общительные, педагоги могут создать своими руками.
МИРИЛКИ – коробки рукопожатий, мирилки-муфточки.
Алгоритм изготовления пособий «Мирилки».
Мирилки можно изготовить из разных материалов – текстиль (муфточки связаны из ниток), коробка рукопожатий изготовлена из большой прямоугольной картонной коробки, обклеенной блестящей бумагой и имеет несколько прорезей круглой формы для рук. Одна мирилка изготовлена из большого обклеенной бумагой ведра, имеет руки-рукава от детской кофты, а для создания объемности глазки, нос, рот приклеены на кусочки хозяйственной губки. Сверху закреплен кармашек-конверт, в котором находятся карточки со стихотворениями-текстами детских мирилок.
Задачи:
Мирилки развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание ребенка на сверстнике, настроить на совместную групповую деятельность, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе. Использование данных игровых пособий рекомендовано в первую очередь детям с такими поведенческими нарушениями, как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, страх, неуверенность, трудности во взаимодействии со сверстниками.
Вариант использования пособий.
Данные пособия можно использовать для коммуникативных игр-приветствий, которые могут проводится в часы утреннего приема детей, вечернего сбора по итогам дня или на вводном этапе непосредственно-образовательной деятельности с детьми.
Дети просовывают руки в прорези или рукава мирилки и здороваются или мирятся различными способами, пожать руку (как деловые партнеры), хлопнуть ладонью об ладонь (как спортсмены), соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры), прикоснуться мизинцами, погладить ладонь, сложить замочек из рук и др.
Пособия используются и в самостоятельной деятельности детей при разрешении конфликтов с проговариванием любимых стихов-мирилок.
КОЛПАК-НЕВИДИМКА.
Данное пособие просто в изготовлении: из плотной непрозрачной ткани шьется колпак не менее одного метра, в нижнюю часть которого вставляется гимнастический обруч, а к верхней части пришивается петля. Колпак можно декорировать бахромой, пуговицами, пайетками.
Задачи:
Пособие стимулирует развитие производительного внимания, памяти, наблюдательности, активизирует внимание ребенка к сверстнику, учит договариваться, создает доброжелательную атмосферу, стимулирует сплочение детского коллектива.
Вариант использования пособия.
Данное пособие предназначено для проведения коммуникативных игр.
«Кто под колпаком?» - дети свободно двигаются под музыку, музыка останавливается, дети закрывают глаза, педагог одного ребенка накрывает колпаком. Детям нужно отгадать, кого из детей нет, кто под колпаком. Для усложнения педагог может попросить описать внешний вид ребенка: цвет одежды, прическа, обувь и др. если дети затрудняются, то тот, кто сидит под колпаком кричит «Ау» или «Это я».
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР
Алгоритм изготовления пособий
Вариантов создания данного пособия может быть несколько:
1.заламинированные бланки формата А5 с изображением контура человеческого лица и приклеенными на нем движущимися глазками; с помощью пластилина, маркера, трубочки из под сока дети создают эмоцию на лице;
2.заламинированные безликие лица мальчика и девочки, которые оживляют с помощью пластмассовых глаз, носа, рта и т.д.
Задачи.
Данное пособие знакомит детей с основными эмоциями человека, развивают эмоциональный интеллект: умение узнавать, распознавать и дифференцировать эмоции других людей, верно выражать свое эмоциональное состояние, управлять мимикой лица; сопутствующей задачей является развитие мелкой моторики и произвольного внимания.
Варианты использования пособия. С данным пособием можно проводить серию игр.
«Оживи лицо» - изобразить свое настроение; педагог называет эмоции, дети изображают; педагог включает музыкальные фрагменты для прослушивания, затем дети изображают ту эмоцию, которую вызвала музыка, педагог читает художественные произведение, задача детей – обозначить эмоции героев; педагог описывает ситуацию общения, детям необходимо обозначить эмоции участников общения; дети изображают по желанию эмоцию на карточках, затем свободно передвигаются по группе, их задача найти ребят с той же эмоцией и объединится в группу.
ЭКРАН ЭМОЦИЙ.
Алгоритм изготовления пособия.
На бумаге формата А3 распечатываются рисунки экрана, ламинируются и приклеиваются к твердой основе, на экран наклеивается две полосы липкой ленты, справа и слева крепятся подставки для визиток, в которые складываются карточки-пиктограммы.
Задачи. Пособие закрепляет знания детей об основных эмоциях в совместной деятельности со сверстником, развивает эмоциональный интеллект, стимулирует игровое взаимодействие.
Вариант использования пособий.
«Экран эмоций» можно использовать для таких дидактических игр, как «Найди пару»: один участник выкладывает на верхнюю линию карточку с изображением какой либо эмоции (злая кошка), задача другого-на вторую линию выложить аналогичную эмоцию (злой пес) и т.д.
«Найди противоположное» - детям предлагается выкладывать на экран противоположные эмоции.
«Угадай эмоцию» - один участник невербально изображает загаданную эмоцию, а другой находит соответствующую карточку и выкладывает ее на экран.
Играя, дети могут проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах, с ведущим или партнером, то в тройках или четверках, то со всей группой. Общительные игрушки создают особенное пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, интеллектуальные способности.