Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 29 «Росинка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Мастер – класс
для педагогов
«Нетрадиционные техники работы с детьми по художественно – эстетическому развитию: рисование кофе»
Подготовила и провела:
Сергеева Светлана Анатольевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
_______________ Н.В. Цыцулина
Дата проведения:
«9» декабря 2019г.
2019-2020 учебный год
Цель:
Расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в
изобразительной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных
изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия,
творчества детей;
2. Познакомить участников мастер-класса с нетрадиционными техниками рисования.
3. Познакомить педагогов с техникой рисования кофе и рисования расплавленным
восковым карандашом.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и
самоутверждению;
2. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию
внутреннего потенциала каждого педагога.
Воспитывающие:
1. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения
членов педагогического коллектива.
2. Мотивировать участников мастер-класса к формированию собственного стиля
творческой педагогической деятельности.
Место проведения - музыкальный зал.
Оборудование:
1. Интерактивная доска, презентация на флешке.
2. Выставка детских работ, образцы работ в технике рисования кофе.
3. Выставка книг, пособий по теме «Нетрадиционные техники рисования».
4. Столы, расставленные полукругом. На каждом столе – изобразительные материалы
(сухой кофе, растворимый кофе, зерна кофе, тонированные кофе листы, влажные
салфетки, пробки от пластиковых бутылок, активированный уголь, свечи, спички,
восковые карандаши, клей ПВА, кисточки, листочки бумаги).
5. Магнитофон, запись релаксирующей музыки для практической части.
6. Буклеты по количеству групп.
7. Чашки по количеству педагогов, чайник с кипятком, сахар и кофе.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада приветствовать Вас на
сегодняшнем мастер-классе.
Тема нашего мастер-класса – «Нетрадиционные техники рисования», и мне бы хотелось
начать его со слов В. А. Сухомлинского:
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Теоретическая часть.
Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь
универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей.
Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными в
делах, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная
личность – это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно
развивающийся человек.
В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство.
Изобразительное творчество детей - один из самых ранних видов художественной
деятельности, в которой ребенок активно отражает реальный мир и проявляет свое
отношение к нему. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления
об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
Стоит отметить, что ребенку очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты,
используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами…
Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои
творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии, а
ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает
совершенствовать творческие способности ребенка.
Это – нетрадиционные изобразительные техники.
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения,
включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного
образа, композиции и колорита, позволяющее обеспечить наибольшую выразительность
образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.
Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,
эмоциональной отзывчивости;
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает чувство композиции, ритма, цветовосприятия;
• Развивает чувство фактурности и объемности;
• Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.
Давайте вместе с вами вспомним, какие же нетрадиционные техники рисования мы уже
успели использовать в своей практике на базе нашего детского сада.
Вы, наверное, уже многие успели ознакомиться с выставкой детских работ. Давайте
рассмотрим некоторые из них поближе (далее ведется беседа по содержанию слайдов с
показом образцов детских рисунков):
1. Рисование ладошкой (показ образца работы).
2. Рисование пальчиками (показ образца работы).
3. Рисование мазками – примакивание (показ образца работы).
4. Оттиск поролоном (показ образца работы).
5. Набрызг (показ образца работы).
6. Рисование ватными палочками – пуантилизм (показ образца работы).
7. Оттиск мятой бумагой, тычок жесткой кистью (показ образцов работы) .
8. Отпечатки листьев (показ образца работы).
9. Восковые карандаши + акварель, свеча + акварель
(показ образцов работы).
10. Рисование углем (показ техники рисования активированным углем)
11. Монотипия предметная (показ образца работы).
12. Кляксография – обычная кляксография и кляксография с выдуванием (показ образцов
работ).
13. Граттаж – черно-белый и цветной (показ образцов работ).
14. Печатание пробками от пластиковых бутылок (показ техники рисования).
15. Рисование манной крупой, рисование солью (показ техники рисования).
16. Рисование нитью и красками (показ техники рисования, ниткография (показ образца
работы).
17. Рисование воздушными красками (рассказ о технике по слайду, показ иллюстрации).
Практическая часть.
- Сегодня мы с вами тоже будем рисовать, а что или кого мы будем рисовать, вы угадаете,
отгадав загадку:
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(гусеница)
- Правильно, гусеница. А чем мы будем рисовать, вы сможете определить по
следующей загадке:
Я проснулся утром рано и налил американо.
На обед, читая прессу, заказал себе эспрессо,
А потом нашел причину выпить чашку капучино.
А под вечер я, ребята, выпил латте макиато.
Так ответьте мне, друзья, что в итоге выпил я?
(кофе)
- Все верно!
Открытие кофе описывается в многочисленных легендах. Одна из них ведет в старый
монастырь Эфиопии.
Однажды вечером около 850 г. н. э. монахам этого монастыря бросилась в глаза
необычайная бодрость монастырских коз. Небольшое "расследование" привело монахов к
неизвестным ягодам, которыми в этот день питались козы. Загоревшись любопытством,
монахи решили сами попробовать темно-красные плоды. Однако, сильно
разочаровавшись в горьковатом вкусе, они бросили зерна в огонь. Вскоре после этого
вдруг распространился удивительный аромат. Монахи потушили огонь и из случайно
обжаренных кофейных зерен сварили черный напиток. С тех пор напиток,
приготовленный по случайно открытому рецепту, помогал им не засыпать во время
ночных молитв.
Вот несколько образцов работ рисования кофе (показ образцов рисования кофе с
интернета - распечатка)
Дома я тоже немного практиковалась в рисовании кофе, и пришла к выводу, что чем
гуще кофе, тем насыщеннее получается оттенок и чем больше слоев нанести после
высыхания первого слоя – тем более ярким и переливающимся получается рисунок. Также
я пробовала рисовать цикорием – рисунки и тонирование листа цикорием дает некий
блеск в работе – они как будто переливаются. И еще – при тонировании листа и рисовании
кофе лучше выбирать бумагу более плотной фактуры.
Перед вами на столах лежат тонированные кофе листы (их я затонировала заранее, также
есть емкости с разведенным кофе для рисования, сухой кофе для декора, кисточки,
листочки для рисования смятой бумагой, пробки от пластиковых бутылок, клей ПВА,
зерна кофе, активированный уголь, свечи и восковые карандаши. Мы
начинаем! (включается музыка)
• Для начала нарисуем гусеницу. Возьмите крышки от пластиковых бутылок, окуните их в
растворенный кофе и сделайте 5 отпечатков так, чтобы 1 отпечаток оказался выше других
– это будет голова гусеницы. Кисточкой дорисуйте гусенице ножки (последовательный
показ работы).
• Сейчас в другом нижнем углу активированным углем нарисуйте ствол дерева. Далее мы
берем листочки бумаги, сминаем их, обмакиваем в растворенный кофе и начинаем
рисовать крону дерева смятой бумагой, таким же способом рисуем траву и
облака (последовательный показ работы).
• Пока крона полностью не высохла, возьмите немного сухого кофе и присыпьте крону
сухим кофе для декора (показ работы)
• Далее мы берем активированный уголь и рисуем нашей гусенице рожки и глаза, также
углем рисуем птиц – ставим «галочки».
• Теперь я попрошу вас зажечь свечи. Мы будем плавить на свече восковые карандаши
и рисовать ими разноцветные цветы и ягоды (точки) из расплавленных восковых
карандашей (последовательный показ работы).
• Далее мы будем приклеивать зерна кофе на наше дерево с помощью клея ПВА – ставим
клеевые точки на кроне дерева и приклеиваем на них зерна кофе – плоды.
• Желающие могут додумать свой рисунок, откорректировать его.
Ну, вот наша работа и готова! Сегодня мы с вами учились рисовать кофе и практиковали
рисование расплавленной восковой свечой, совмещая работу с ранее
изученными техниками рисования.
Мне бы хотелось надеяться, что сегодня вы узнали что-то новое, а кто уже был знаком со
всеми техниками – немного освежил свои знания. Возможно, дома вы еще будете
практиковаться в рисовании кофе.
Творческий процесс – это настоящее чудо. Я желаю вам как можно чаще
использовать нетрадиционные техники рисования в своей практике и понаблюдать, как
дети раскрывают свои уникальные способности, как они радуются. Здесь они начинают
чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению
цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах жизни.
Я хочу поблагодарить вас за активное участие в мастер-классе и в память о нашей
сегодняшней встрече хочу подарить вам буклеты по использованию нетрадиционных
техник рисования.
Творческих вам успехов, коллеги, интересных задумок и успешной
реализации педагогических планов! Приглашаю всех на чашечку ароматного кофе!