Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов на тему "Танцевальное творчество в детском саду"»
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 29 г.Асбеста Свердловской обл
Мастер - класс на тему: «Танцевальное творчество в детском саду»
Подготовила: Андрианова С.В. музыкальный руководитель 1 категории
2021 год
«Все во вселенной ритмично. Все танцует…» Майя Ангелу
Среди множества форм работы по музыкальному воспитанию в детском саду с дошкольниками важное значение занимает хореография или танец. Танец – это ритмичные, выразительные движения тела, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Занятия танцем в детском саду не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное духовное и физическое развитие личности ребенка. А также занятия хореографией развивают выносливость, ловкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закаляют волю и укрепляют здоровье, способствуют развитию чувства ритма, формируют красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений, избавляют от стеснительности, зажатости, комплексов, учат ребенка радоваться успехам других и самому вносить вклад в общий успех. Даже самые замкнутые дети, благодаря танцу, становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. Музыка и танец – вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребенок развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг в развитии даст органам чувств (слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.
Виды танцев в детском саду:
танцы и пляски с зафиксированными движениями – которые определяет структура музыкального произведения
свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности дошкольников
комбинированные - состоят из зафиксированных движений и свободной импровизации
народные танцы и пляски – построенные на подлинных элементах народного танца
характерные танцы, исполняемые различными персонажами
детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения
Танцы в детском саду с дошкольниками разучиваются разные, а хореография их проста и доступна. Опыт работы подсказывает, что успех танца зависит от правильно и успешно подобранной музыки. При подборе музыки к танцу, очень важно: музыка, которая должна вызвать эмоциональный отклик, чувство прекрасного, красивого, понравится, слова если есть, красивые и со смыслом, темп исполнения средний и не быстрый. Будет хорошая музыка, и будет успешный танец. Если музыка зажигательная, танцевальная и ритмичная, нравится детям, то это значит, что успех обеспечен и танец будет разучиваться детьми с большим желанием, удовольствием, отдачей. Особенно не сложно сочинить танец на детскую песню, в которой слова помогают музыкальному руководителю подобрать соответствующее к музыке движение. Такие танцы легче разучивать с детьми, т. к. на определенные слова куплета они могут запомнить движения и синхронно их выполнять. Образовательная программа по музыкальному воспитанию дошкольников предполагает разучивание обязательных базовых музыкально – ритмических танцевальных движений, которые разучиваются по принципу «от простого во вторых младших группах – к сложному в средних, старших и подготовительных группах». Музыкально – ритмические движения разучиваются в начале занятия под музыку и помогают детям усвоить движения в танце. 2 мл гр. - дети разучивают каблучки, притопы, хлопки в ладоши, «пружинка» - приседание , «фонарики» и т.д. Ср.гр - закрепляют танцевальные движения второй младшей группы и разучивают «тарелочки», «топотушки», «носочки –пяточки» и т.д Ст и Под гр - разучивают виды шага : хороводный, переменный, вальсовый, шаг польки, «ковырялочка», приставной шаг вперед и назад, поскоки и т.д Обычно на праздник разучиваю с детьми один общий танец, который исполняют все дети, и танец индивидуального исполнения, более сложный и интересный для детей одаренных, которые хорошо слышат ритм, эмоционально реагируют на музыку и проявляют желание двигаться и танцевать. В этом случае использую личностно – ориентированный подход к детям, и методы работы: наглядный, словесный и практический. Годовой план работы предполагает проведение календарных праздников, развлечений, таких как Осенины, Новогодние карнавалы, Рождественские гуляния, Масленица широкая, День защитника отечества, Женский праздник – 8 марта, праздник Весны и Труда, День Победы и Выпуск в школу, на которых традиционно исполняются танцы. Кроме того, воспитанники участвуют каждый год в проведении музыкального фестиваля «Спорт и искусство», где исполняют самые разнообразные танцы.
Танцы, которые мы разучиваем с детьми в детском саду, конечно далеки от профессиональных танцев, в которых есть свои правила хореографии, определенные движения и профессиональные навыки… но главная задача музыкального руководителя - формировать у ребенка восприятие музыки через движение, двигаться в соответствии со звучащей музыкой, выражать музыкальный образ в движении. Мы, занимаемся художественной самодеятельностью, как говорили в советское время, развиваем когнитивные ( познавательные) и креативные (творческие) способности дошкольников, эмоциональную среду, ориентацию в пространстве, восприятие музыки, художественной литературы и фольклора, формируем у ребенка элементарное представление о видах искусства. Так, например, осенью разучиваем танцы про непогодицу, с зонтиками, лентами, осенними листьями, танец рябинок, овощей и т.д. На новогодний карнавал обычно каждый ребенок обязательно принимает участие в общем танце и своем индивидуальном, причем, танцы индивидуальные использую такие, которые предлагает данный новогодний сценарий, например : танцы гномиков, снежинок, конфеток, с новогодними игрушками, разбойников, зайчат, лесных зверят и т.д. Родители подготавливают новогодние костюмы в соответствии со сценарием и дети участвуют в танцевальном номере. На развлечениях фольклорного плана «Рождественские гуляния» или «Масленица широкая» дети исполняют хороводы, хороводные игры, русские народные игры, чтобы приобщить дошкольников к русскому народному песенному и танцевальному творчеству, фольклору, и продолжить традиции русского народного творчества. К празднику «День защитников Отечества» и «День Победы» разучиваем танцы «Богатырская сила», «Идет солдат по городу», «Яблочко», «Гимн Москве», «Дорожка фронтовая», «Смуглянка», «Аист на крыше» и т.д. На праздники «Женский день – 8 марта» и Выпуск в школу разучиваем танцы на разные темы: танец «Модницы», «Вальс подснежников», «Сеньорита, я влюблен», «Бантики цветные», «Шабу –дабу», «Бим –бом», «Детство», танец «Ангелы», «Женское счастье», «Мой мир» и т.д. Большое значение уделяю танцевальным дискотекам, которые провожу обычно после праздника или развлечения. На дискотеках детям предоставляется возможность импровизировать, творить, быть свободным в выборе эмоций, движений, настроений и самим придумывать как можно танцевать и двигаться под звучащую музыку. Очень часто люблю использовать в работе по танцевальному творчеству танцы с предметами : платочками, косынками, корзинками, ложками, цветами, шарфами, тканью, шляпами, матрешками, куклами, балалайками и т.д. Такие танцы легче запоминаются детьми, простые, яркие и зрелищные. А если дети стараются выполнять движения синхронно, одинаково, в характере звучащей музыки и эмоционально, то получаешь истинное удовольствие от их танца. Разучивание танца с детьми начинаю с разучивания движений первой части или куплета, без музыки, и после ознакомления и разучивания движений приступаю к музыкальной фонограмме, под музыку. Несколько занятий закрепляем изученный материал. Затем продолжаем разучивание второй и третьей части (куплета) танца. Слежу за разучиванием детьми движений танца, эмоциональным восприятием, исполняю танец с детьми сама и после неоднократного исполнения танца, дети самостоятельно танцуют без моего участия. (ст. и под. гр.) Первые, вторые младшие и средние группы танцуют по показу воспитателя или музыкального руководителя, т.к дети в этом возрасте – манипуляторы, и танцы по принципу «посмотри на меня». Очень важно при разучивании танцев, чтобы дети были эмоциональными, подвижными, улыбались и танцевали с радостью и с желанием, и не важно веселый или лирический они исполняют танец. Если дети танцуют танец и улыбаются, то на них приятно посмотреть, буквально любуешься ими, они красивы, индивидуальны и неповторимы. И еще важный фактор в танце - синхронность движений. Этого добиться в дошкольном возрасте практически не возможно, но стремиться к лучшему нужно. Приучать детей делать все танцевальные движения в одну сторону, вправо – вправо, влево - влево, формировать культуру исполнения танца : не разговаривать во время танца, соблюдать дистанцию, держать осанку, улыбаться и т.д Каждый ребенок - творческая личность, которая в детском саду только формируется и начинает свое индивидуальное развитие и наша задача помочь ему в этом. Танцевать любят все – и взрослые, и дети. В каждом из нас живет танцор, и он хочет танцевать, главное надо на время уединиться и поставить музыку, которая вам нравится, забыть обо всем, что тревожит, и просто расслабиться. В любом случае танец – удовольствие. И не важно по правилам человек танцует или двигается как умеет. Ведь главная задача танцевальной деятельности детей в ДОУ - получить положительные позитивные эмоции от музыки и движения, научиться двигаться в соответствии со звучащей музыкой, проявляя при этом трудолюбие, доброжелательность и уважение к окружающим.
Содержание работы мастер - класса:
1. Теоретическая часть о танцевальном творчестве в детском саду.
2. Практическая часть. Танцевальные элементы в детском саду (показ)
3. Мастер – класс с педагогами на тему: «Как сочинить танец на детскую песню» Из опыта работы.
а) Танцевальная игра – разминка «Ручки – ручки»
в) «Вальс медленный» Поль Мориа с предметами
б) «Летка – Иенка» Ю. Селиверстова
4. Интересные факты о танцах.
5. Заключение. «Танец – это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью» Морис Бежар
Интересные факты о танцах
Изначально само слово «танец» происходит от немецкого «t a n z», хотя само это слово немецкое было позаимствовано из польского языка.
В России до 17 века употребляли только слово «пляска». Слово «танец» пришло позднее, из Германии.
В эпоху Возрождения танцы, исполнявшиеся на пирах и застольях, зависели от меню. Блюда, которые подавали гостям, определяли, что они будут сегодня танцевать.
Официально международный день танца отмечается 29 апреля
Самый крупный танцевальный зал без колонн во всей Европе находится в Санкт – Петербурге.
Самым популярным в Греции танцем является Сиртаки. Но мало кто знает, что он был придуман только в 1964 году, во время съемок фильма «Грек Зорба», а придумал его американский актер Энтони Куин.
Индийская танцовщица Хемаленте попала в книгу рекордов Гиннеса после того, как танцевала без перерыва на протяжении 123 часов 15 минут
В Италии существует танец тарантелла, который зародился в местности, где много тарантулов, и многие люди верили, что подобные движения танца способны спасти укушенного человека от яда. Укушенным надлежало сплясать тарантеллу.
Танец Полька зародился не в Польше, а в Чехии.
Балет считается самым травмо - опасным видом танцевального искусства.
Именно в Польше появился Полонез, очень торжественный танец. Который потом стал первым и очень популярным танцем в России.
Аргентинцы и уругвайцы до сих пор спорят, кто из них подарил миру Танго, самый популярный и страстный танец.
В Китае существует традиционный «Танец тысячи рук», в котором всегда принимает участие ровно 21 танцовщица. Его особенность заключается в том, что благодаря синхронности движений зрителям кажется, что танцует одна женщина со множеством рук.