ощущение дискомфорта в спине (особенно при долгом сидении или
стоянии);
различные деформации грудной клетки: несимметричная, плоская,
воронкообразная и др;
перебои в деятельности сердца (сердечные колики);
болевой синдром в позвоночнике в целом или в отдельных его частях;
слабость мышц тазового пояса, участвующих в фиксац позвоничника
предрасположенность к образованию спинномозговой грыжи;
заметные функциональные нарушения внешнего дыхания;
выпячивание живота;
наличие рёберного холмика (в запущенных случаях – горба);
наличие поясничного мышечного валика;
неврозы;
снижение нормальной физиологической подвижности позвоночного столба;
задержка или искажение физического развития;
снижение мышечной работоспособности.
Наличие физических проблем вызывает со временем и нарушение психического характера:
ребёнок со сколиозом становится не таким успешным во многих сферах деятельности, как его здоровые сверстники;
подростки (особенно девочки) начинают стесняться своего состояния и комплексовать;
постепенно формируются различные комплексы типа: «я некрасивая», «я невезучая», «на меня никогда не обратит внимания понравившийся мальчик», «я никогда не смогу достичь того, что под силу здоровым одноклассникам» и т. д.
Дети-сколиотики могут замыкаться в себе, уединяться, сторониться активных мероприятий своих сверстников.
Какие физические упражнения рекомендуются детям
с нарушением осанки и сколиозами?
Из общедоступных и несложных физических упражнений, которые могут выполняться в домашних условиях, рекомендуются следующие:
самовытяжение, которое дети называют «потягушками», в положении лежа несколько раз в течение дня с обязательным выполнением их утром после ночного сна, а также после дневного сна и отдыха;
обучение осанке у стены, заключающееся в том, что ребенок становится спиной к стене; пятками, задними поверхностями голеней ягодицами, лопатками и затылком касаясь ее; при этом между туловищем ребенка и стеной в области шеи и талии образуются небольшие промежутки; продолжительность выполнения такого упражнения 5-7-10 минут;
ношение предмета (например, книги) на голове со специально изготовленным кругом-нимбом также по 5-7-10 минут несколько раз на протяжении дня;
поочередное вытягивание рук вперед со сжатыми кулаками («бокс») в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса;
ритмичное поднимание и опускание вытянутых в стороны рук в положении лежа на животе с одновременным приподниманием головы и плечевого пояса;
вытягивание рук вперед в положении лежа на животе с последующим плавным отведением их через стороны к бедрам с одновременным приподниманием головы и туловища;
занятия на специально подготовленном спортивном снаряде путем укрепления на стене на уровне глаз ребенка двух резиновых полос длиной 1 метр и шириной 2-3 см; ребенок становится перед снарядом, берет в руки свободные концы резиновых полос и начинает поочередно растягивать их, подобно движениям рук лыжника.
Детям с нарушениями осанки и сколиозами не рекомендуются физические упражнения, сопровождающиеся вертикальными нагрузками на позвоночник и его вкручиванием (поднятие тяжестей, метание ядра и т.п.), исключаются продолжительные висы на перекладине и шведской стенке, а также упражнения, связанные с силовыми растяжениями позвоночника.
Разумеется, надо ограничивать продолжительность просмотра детьми телевизионных передач, чрезмерное увлечение которыми отрицательно влияет на зрение ребенка и на формирование его осанки в тех случаях, когда просмотр производится в фиксированной, не всегда удобной позе ребенка. Это также относится и к компьютеру, который, несомненно, является необходимой вещью в современной жизни, но не очень полезной для здоровья, особенно детям младшего возраста. Поэтому детям до 6-7 лет следует ограничить доступ к компьютеру, а более старшим детям использовать его в основном для работы с обучающими и познавательными программами с соблюдением временных нагрузок и выполнением физических разминок в перерывах между этими занятиями.
Очень важно, чтобы все эти профилактические и лечебные мероприятия стали бы системой, образом жизни ребенка, а не выполнялись бы «время от времени». Только постоянное внимание к физическому здоровью ребенка может обеспечить его гармоничное развитие и формирование правильной осанк
Комплекс утренней гимнастики с палками.
Профилактика сколиоза и плоскостопия.
Ходьба: на носочках, на пятках, на внешней, на внутренней стороне стопы; ходьба по ребристой доске, по дорожке следов, по шнуру из пробок.
ОРУ:
№
п/п
Название
Исходное положение
Выполнение
Дозировка
1.
«Подними палку»
И.п.-стойка ноги слегка расставлены, палка в руках на лопатках.
1-2 – руки вверх,
3-4 – и.п.
8 раз
2.
«Положи палку на пол»
И.п. - стойка ноги слегка расставлены, палка впереди в вытянутых руках на уровне груди.
1-2 – руки вверх, посмотреть на палку, прогнув спину;
3-4 – наклониться вперед;
5-6 – положить палку на пол;
7-8 – выпрямиться;
9-10 – наклониться, взять палку;
1-12 – и.п.
8 раз
3.
«Перешагни через
палку»
И.п. – лежа на спине, палка в руках на бедрах
1-4 – сгибая ноги в коленях, приблизить их к груди, одновременно поднять руки вперед, перенести обе ноги через палку;
5-8 – то же в обратную сторону
8 раз
4.
«Потянись»
И.п. – лежа на животе, палка впереди в вытянутых руках
1-4 - руки вперед, приподнять верхнюю часть туловища;
5-8 – и.п.
8 раз
№
п/п
Название
Исходное положение
Выполнение
Дозировка
65.
«Попрыгаем»
И.п. – основная стойка
1-4 – прыжки через палку
5-8 - ходьба
8 раз
76.
5
«На турнике»
И.п. – стойка ноги сомкнуты, руки с палкой внизу
1-3 – на вдохе палку вверх, встать на носочки, потянуться