Просмотр содержимого документа
«Мастер класс для педагогов на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»»
Мастер класс для педагогов на тему:
«Использование технологии«Синквейн»в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов по составлению синквейнов в работе с детьми, пропаганда и распространение инновационной педагогической технологии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с технологией синквейн.
- Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
- Познакомить педагогов с рекомендациями по проведении технологии.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме: «Использование технологии«Синквейн»в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего :
• открываются новые творческие интеллектуальные возможности
• способствует обогащению и актуализации словаря
• является диагностическим инструментом (коммуникативные качества)
• носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
• используется для закрепления изученной темы
• является игровым приемом
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной, как для подготовки детей к школе, так и для комфортного общения с окружающим миром.
Для решения данной проблемы, в своей работе, я использую инновационную педагогическую технологию «Синквейн». Сейчас уважаемые коллеги, я вас с ней познакомлю. Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.
Цель на слайде.
Задачи на слайде.
Синквейн используется, как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл. Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чем же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои как творческие, речевые, интеллектуальные возможности.
В своей работе составление синквейна вы использовать:
как заключительное задание по пройденному материалу.
для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Способы работы с детьми по Синквейну. На слайде.
Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Алгоритмсинквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.
Ход мастер класс.
Сейчас, в ходе мастер класса, я познакомлю вас составлением синквейна. Но прежде, я для вас приготовила загадки, прочтите и назовите ключевое слово, вашего синквейна.
Приступим к составлению совместного синквейна, и вы легко запомните это правило. Берем лист бумаги и пишем цифры от 1 до 5 столбиком (показываю). Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
На первый раз предложу вам сама тему: «деревья», например. Нарисуйте, пожалуйста, любое дерево в центре Вашего листа, можно схематично.
1. На 1-й строке, под цифрой 1 - напишите слово, обозначающее тему, т. е. название дерева (я пишу - береза).
2. На 2-й строке - напишите два имени прилагательных, описывающих эту тему. Слова нужно подбирать наиболее красочные и интересные (я пишу-белоствольная, очаровательная).
3. На 3-й строке – напишите три глагола, описывающих действия этого предмета в рамках темы (растет, шелестит, завораживает).
4. 4-я строка – запишите предложение, состоящее из 3-х и более слов, выражающее отношение к теме. Можно использовать любые части речи.
(Я люблю сидеть под березой)
5. 5-я строка – нужно подобрать одно слово, являющееся синонимом или ассоциацией темы (девушка)
Теперь, я предлагаю разделиться на 2 команды и составить синквейн опираясь на алгоритм. По тем словам, которые вам выпали, или можете сами выбрать тему.
Практическая часть
ЖИЗНЬ (1 подгруппа)
длинная
счастливая
течет
бежит
учит
Жизнь дана на добрые дела
дорога
СЕРДЦЕ (2 подгруппа)
Уважаемые педагоги вы большие молодцы.
-Скажите, пожалуйста, для закрепления, как называются стихи, которые мы сейчас с вами писали? (синквейны). Будете ли вы в дальнейшем использовать их в своей работе? Итак, дерзайте, уважаемые педагоги. Успехов в Вашем творчестве. Может быть, мы с Вами воспитаем не одного поэта.