kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр для улучшения слоговой структуры слова дошкольников в группах с ТНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов ДОУ, работающих с детьми с ТНР

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование дидактических игр для улучшения слоговой структуры слова дошкольников в группах с ТНР»»

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Черёмушки» города Инза Ульяновской области







Мастер – класс для педагогов на тему:

«Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников в группах компенсирующей направленности с ТНР»







Разработала и провела

Учитель-логопед

Сумарокова Г.А.












Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.    

Задачи:

1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений слоговой структуры слова новые современные ИКТ.

2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения наиболее эффективных результатов.

3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.

4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию.

Оборудование:  магнитная доска, магниты, картинки с предметами, проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры.

Раздаточный материал:  листы бумаги, на которых написано слово – «здоровье»; игры:  «гусеница», «пчелка», «путешествие на воздушном шаре»,  «собери слово», «слоги и слова», «собери бусы», «посчитай-ка»; бумажные облака с вопросами для педагогов.

Ход мастер – класса.

1. Организационный момент.      

Послушайте стихотворение.

          Гастроном

Если взять большое слово,

Вынуть буквы, раз и два,

А потом собрать их снова,

Выйдут новые слова.

Поиграйте раньше с нами,

А потом садитесь сами.

Вот из слова ГАСТРОНОМ

Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ.

А за ними АГРОНОМ.

Мост построен на реке,

ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС

От причала тянет ТРОС…

Сверху летчику видна

Вся родная СТОРОНА.

 А теперь попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ  как можно больше слов   (у каждого участника карточка со словом здоровье).

ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

АВТОБУС -  «татобу»

ПОМИДОР -  «мидор»

КАСТРЮЛЯ -  «кастуля»

ОБЕЗЬЯНА -  «бизяна»

КЛУБНИКА -  «лубика»

ТАРЕЛКА -  «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

3.Теоретическая часть.

* Теоретический аспект «Что такое слово». А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля представлено несколько определений:

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура - это состав, ряд компонент.

А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Проблема современности.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. 
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми, имеющими системные нарушения речи. 

Актуальность темы.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. 

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова (З.Е. Агранович).

*Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов:

• Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»;

• Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка;

• Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова;

• Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей.

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно.

Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова.

4.Практическая часть.

  - Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы хотела вам показать, как можно играя, учить,  корректировать и овладевать слоговой структурой слова.

Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия, предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова, так и для автоматизации звуков:

Игра «Гусеница»

Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их последовательность, формировать  навык слогового и фонематического анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки, ракушки, камешки или другой материал).

Игра «Пчелка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах,  формировать навык слогового и фонематического анализа слова, закреплять умение детей  ориентироваться на листе бумаги.

Ход игры:  предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок).

Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове, перемещая игрушку-пчелку по цветкам.

Игра «Путешествие на воздушном шаре»

Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять в соотношении количества слогов в слове с цифрой.

Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка) и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного шара, четко произнося слово по слогам.


Игра «Собери слово»

Цель:  упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное внимание, закрепление лексических тем «домашние животные», «дикие животные», «фрукты».

Ход игры:  детям предлагается выложить  слово под картинкой, где находиться один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова.

Игра «Слоги и слова» 

Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава, запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать произвольное внимание, мелкую моторику рук.

Ход игры:  детям предлагается собрать пазл,  который состоит из картинки, слова  и слогов данного слова  (можно начинать собирать пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется, нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог.

Игра «Собери бусы»

Цель:  упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из различных слогов, формировать навык слогового анализа слов, упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и сенсорику.

Ход игры:  разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из слогов, которые написаны на различных фигурах,  затем нанизать их на веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова  вы подобрали, сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные?

Игра «Посчитай-ка»

Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства или неравенства, закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки: «=»,  «»,  упражнять в умении исправлять выложенные неравенства в каждом из двух слов.

Ход игры: 

1 вариант – предложит ребенку прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов, запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов больше или меньше и вставить в предложенную схему. Можно выкладывать символы слогов, а для сравнения использовать  цифры.

2 вариант – предложить ребенку уже выложенное заранее равенство (или его неравенство) и предложить подобрать слово (картинку) для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой.

Игра «Ребусы»  (интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры:  детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ отгаданных слов.

Игра «Дикие и домашние животные»  (интерактивная)

Цель игры:  закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние животные»,  активизировать словарный запас по этим темам, закреплять слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм.

Ход игры:  предлагаю детям  «убрать»  диких животных от домашних животных так,  в слове, у которых  имеется один слог, затем – два слога и т.д.

Игра «Что лишнее?»    (интерактивная)

Цель игры:  упражнять детей в умении классифицировать предметы по общему признаку, закреплять  лексические темы, расширять и активизировать словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги.

Ход игры:  предлагаю детям « убрать»  лишний предмет, объяснить почему?  Затем назвать слова и дать  слоговой анализ данного слова.

  *Познакомить педагогов с другими играми и  материалами по данной теме, которые используются нашими педагогами во время занятий, индивидуальной работы, вне занятий во время игры и т.п.

5.Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями  мастер – класса (вопросы записаны на бумажных  облаках).

1. Что я сегодня узнала нового?

2. Что для меня было интересно?

3.  Я приобрела… 

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Что меня удивило?

7.  Что я возьму для своей работы?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сумарокова Галина Александровна

Дата: 08.09.2020

Номер свидетельства: 557104


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства