Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Использование жестов в логопедической практике».»
Мастер-класс для педагогов «Использование жестов в логопедической практике».
Цель: Ознакомление педагогов с методом коммуникации с помощью жестов.
Задачи:
Познакомить педагогов с использованием жестов в работе логопеда
Познакомить педагогов с методиками, основанными на использовании жестов с детьми.
Научить педагогов коммуникации с помощью жестов.
Что же такое жесты?
ЖЕСТЫ (от франц. geste—движение руками), часть пантомимики, именно—выразительные движения, с одной стороны отражающие известные эмоциональные психо-физиологические состояния, а с другой—являющиеся одним из средств общения между людьми.
В своей жизни мы иногда применяем жесты в общении, добавляя их к словам или заменяя слова ими совсем. А как же используются жесты в логопедии?
Изучение невербального общения детей с нарушениями речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны невербальные средства общения рассматриваются как средство компенсации коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств, с другой стороны - как своеобразная предречевая подготовка детей с ТНР.
Владение жестами помогает ребенку снимать напряженность в общении с людьми и позволяет полнее передать людям какую-либо информацию.
Дети с нарушением речи должны владеть большим количеством невербальных средств коммуникации по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития и активно пользоваться им в качестве компенсации несформированных вербальных средств общения.
Есть различные методики, основанные на использовании жестов с детьми. Часто такие методики применяются с детьми, имеющими ТНР или с особенностями в развитии, такими синдром Дауна и умственной отсталостью.
Одной из таких методик является Методика Панфиловой И.А. «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка».
Поддерживающая коммуникация нужна на определенных этапах речевого развития ребенка, когда речь ещё невозможна является основной. Цель поддерживающей коммуникации заключается в том, чтобы дать ребенку язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение поможет ему добиться удовлетворения его потребностей.
Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на которой строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения — всё это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию.
Жесты должны быть такими, чтобы:
в процессе повседневной жизни ими легко было пользоваться,
ребенок мог легко их выполнять.
Несколько рекомендаций по применению жестов из работы Панфиловой И. А.:
1. Жест всегда должен синхронно подкрепляться словом. 2. Когда выполняется жест и произносится слово, ребенок должен смотреть на педагога или того человека, который с ним общается. 3. При обучении ребенка жесту ему необходимо оказывать помощь. Вам следует помогать ему в выполнении движения своими руками. 4. Жесты, которым обучен ребенок, должны отрабатываться в повседневной жизни. 5. При общении жестами ребенка следует побуждать к произнесению звуков, слов. 6. Всем окружающим важно понимать жесты, которые использует ребенок, и эмоционально реагировать на них.
Часто родители скептически относятся к языку жестов, боятся, что это может затормозить речевое развитие, задержать его. Научные исследования доказали обратное. Без использования языка жестов дети, оказываясь в ситуации, когда не могут выразить свои чувства и потребности словесно, нередко просто переходят на крик или начинают так или иначе проявлять агрессию.
Ещё одна методика по запуску речи Территория речи Татьяны Грузиновой - закрепление определенного жеста за звуком. Очень часто бывает, что малыш просто не знает, как именно произносить звуки. Начинают с гласных: а-у-и-о. Например звук А. Педагог открывает нижнюю челюсть ребенку, наклоняет голову вперед и легонько постукивает по грудной клетке. при этом задаем вопрос: ты хочешь...? и в ответ — да (наклоняем голову, открываем рот и постукиваем по груди). по такому же принципу вызываем и другие звуки. Сначала ребенок повторяет, причем вместе с жестом. Со временем жесты уходят и остается только речь.
Существует также методика одногоизвестного немецкого педагогаКристель Манске, которая используется в работе с детьми, испытывающими трудности в учебе. Она успешно применяет свою систему, основанную на использовании жестов и смысловых ассоциаций. Это методика освоения букв, звуков и обучения чтению детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с синдромом Дауна.Методика предполагает, что каждойбукве и звуку соответствуют определенный жест или действие, имеющие с ними ассоциативную или смысловую связь.
Все это опирается на сенсорную память и позволяет легче и доступнее, в игровой форме, усваивать буквы.
Использование жестовой речи опирается на исследования многих зарубежных ученых, которые установили, что жесты в обучении детей с синдромом Дауна ускоряют их общее и речевое развитие.
Методика адаптирована в России. Элементы методики используются и в работе с детьми с нарушением речи в детском саду.
В детском саду детей с речевыми трудностями сначала учат понимать мимику и жесты, а затем и самим использовать их.
Подводят детей к пониманию того, что жестами можно разговаривать: «Ребята, сейчас я буду с вами разговаривать, но молча, а вы угадаете, что я хотела сказать». Мы маним пальцем, грозим, отрицательно и положительно качаем головой. После ответов детей спрашиваем: «Чем я разговаривала с вами?». Дети: «Руками, головой» и подводим к понятиям жесты и движения»: «Правильно, я разговаривала с вами жестами и выразительными движениями рук и головы, которые все знают и понимают».
Педагогам предлагается с помощью жестов изобразить, как они собирались утром на работу или изобразить предмет при помощи жестов.
Жесты в детском саду мы используем при работе над звукопроизношением, постановкой и автоматизацией изолированного звука. Жест используется совместно со звукоподражанием.
Звук Жест
Д- д-д «Дятел стучит» стук указательным пальцем по ладони
Т-т-т «Молоток стучит» упираемся пальцами одной руки в другую руку
К-к-к ? отдергиваем чуть согнутую ладонь от другой руки
Х-х-х «Греем руки» поднести ладони ко рту и «подышать» тёплым воздухом
Ж-ж-ж «Жук жужжит» вибрирующее движение указательным пальцем по столу
С-с-с «Насос» руками изображать накачивание воздуха насосом
Ч-ч-ч «Поезд» руки согнутые в локтях двигаются вдоль туловища
А также выполняем упражнения артикуляционной гимнастики одновременно с жестами рук.
Н-р: движения рукой вправо-влево при выполнении упражнения «Часики», вверх- вниз «Часики», движение пальцами руки назад-вперёд при выполнении упражнения «Маляр», округлить ладонь при выполнении упражнения «Чашечка» и т.д.
С помощью движений рук ребёнку легче понять, куда ставить язык и как надо выполнять упражнение.
Жесты используются при обучении детей грамоте для обозначения твёрдости-мягкости, звонкости-глухости (удар кулаком по ладони и плавно провести рукой по ладони, закрыть уши или приложить руку к шее).
А также для изображения звуков:
Гласные звуки: А соединить руки в широкий круг
О вытянуть руки в овал
У маленький кружок
И соединить горизонтальные прямые руки
Изображаем буквы руками: А, У, С…
Жесты применяем и в проговаривании речи с движениями рук, пальчиковых играх.
Также в работе с детьми используем жесты в скороговорках с движениями рук.
текст скороговорки
движения рук
От топота копыт
Пыль по полю летит
Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу
Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Одна рука – вертикально-дуб, вторая – клювик по дубу, как дятел. Меняем положения рук.
Очень много ножек у сороконожек.
Подушечками пальцев по столу, как ножки у сороконожки.
Шапка да шубка
Вот и весь Мишутка.
Руки на столе пальцы переплетены и выгнуты горкой.
В том же положении – на ребро. Ладони ложатся на стол тыльной стороной вниз.
Педагоги выполняют все вместе.
Таким образом, использование жестов в логопедической практике помогают лучше понять ребёнку выполнение упражнений, звукокомплексов и используемых текстов; помогают разнообразить упражнения и стимулируют речевые зоны в коре головного мозга, способствуют запуску речи, развивают коммуникативные навыки.
Выберите символ и оцените, был ли вам полезен мастер-класс и будете ли вы использовать данный материал в своей работе.