Мастер – класс для педагогов «Использование здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ»
«Забота о здоровье ребёнка – это непросто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований
к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего,
забота о гармоничной полноте всех физических, духовных сил
и венцом этой гармонии является радость творения».
В.А. Сухомлинский
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога
Задачи: знакомство педагогов с разнообразными методами и приемами, которые оказывают положительное воздействие на организм ребенка
Ход мастер-класса:
Добрый день, уважаемые педагоги! Я хотела бы Вам предложить принять участие в мастер - классе по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
Одна из самых главных проблем - это состояние здоровья детей. Для сохранения психологического здоровья используются здоровьесберегающие технологии. Это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения.
- В своей работе я использую вот такие здоровьесберегающие технологии, как :
Психогимнастика, КИНЕЗИОЛОГИЯ (ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА),РЕЛАКСАЦИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, СКАЗКАТЕРАПИЯ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Сегодня я хочу показать вам три технологии, которые я использую в своей профессиональной деятельности. И сегодня я предлагаю Вам побыть в роли детей.
Ход мастер – класса:
Итак первое упражнение по кинезиологии+сказкатерапии называется «Два Котенка»
Кинезиологическая сказка «Два котенка».
Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок
(дети показывают правый кулачок).
Он очень любил прогуливаться по своему саду
(выполнение упражнения «Кошка» со словами:
«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).
В саду росли высокие деревья
(руки вверх, на одной руке развести пальцы в стороны,
другой пальцы вместе, одновременная смена позиций)
и низкие кустарники (кисти рук у груди, пальцы одной руки разведены в стороны, другой – вместе, одновременная смена позиций).
И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться
(выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами:
«Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»),
и увидел, что на полянке бегает черный котенок
(выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки
(выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).
И тут Снежок нашел на траве колечко, он стал примерять его на правую лапку
(упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами:
«Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»,
но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголек стал его примерять на левую лапку
(упр. «Колечко»).
И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним
(упр. «Кошка»: кулачок-ладошка, так гуляет кошка).
И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру
(упр. «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз,
а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим,
повернем и опять играть начнем»).
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать
(упр. «Перекрестные танцы»:
танго (рука вверх, противоположная нога в сторону,
затем смена, полька (левая рука вперед, правая нога вперед,
смена, твист (левая рука вправо, правая нога влево и наоборот).
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд
(упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой
(упр. «Кошка»).
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды
(упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак,
левая – пальцы в стороны – смена позиций).
Вот они и дошли до дома
упр. «Домик»: руки направлены вверх,
большой, указательный и средний пальцы
каждой руки прижаты к ладоням,
основания ладоней и кончики безымянных пальцев
соприкасаются, мизинец правой руки
встает вертикально – «труба»).
Уставшие они улеглись на коврике
(вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.
Следующее упражнение это Метод «Цветотерапии» называется
«Покрывала фей»
Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости. Голубой, синий и фиолетовый цвета могут успокоить малыша. Зеленый цвет помогает при переутомлении, при нервном срыве. Желтый и оранжевый цвета – это цвета счастья, радости, хорошего настроения. Оранжевый цвет также помогает стимулировать аппетит, улучшать пищеварение. Красный цвет - основа цветотерапии. Оказывает положительный эффект при простуде, стимулирует активность. Но его не должно быть в переизбытке: тогда он вызывает раздражительность у детей. Воздействовать цветом нужно гармонично, чтобы цвет и ребенок составляли единое целое. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся работа психолога строится на основе игры, направленной на развитие цветовосприятия и цветоощущения.
«Покрывала фей»
Цель: развитие цветовых ассоциаций, воображения и фантазии, воздействие на эмоциональное состояние ребёнка.
Инвентарь: цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Ход упражнения. Детям предлагаются цветовые полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов, они рассматривают сквозь них окружающее пространство, обертываются в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребёнка. Например, увидев возбужденного ребенка, вы можете предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну, а застенчивому и тихому ребенку. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!
Следующее упражнение это- Самомассаж называется «Путешествие по телу»
- это массаж, выполняемый самим человеком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
«Путешествие по телу».
- Я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему можно прикоснуться - погладьте и помассируйте!
Есть на пальцах наших ногти,
на руках – запястья, локти,
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь!
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна!
Есть у нас на голове
уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой
Вот что знаем мы с тобой!
Итог мастер- класса
— Уважаемые коллеги, я поделилась с вами вариативностью использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Я могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на здоровье моих воспитанников во всех смыслах этого слова, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса, они всегда в хорошем настроении, а это для меня самое главное.
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам помедитировать (проводится под спокойную музыку).
Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.
Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы и я желаю здоровья вашим воспитанникам и детям! Спасибо за внимание!