Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов «Использование бросового материала в развитии творческих способностей дошкольников»»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №203»
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Использование бросового материала
в развитии творческих способностей дошкольников»
(конструирование из бросового материала)
Разработала:
Шишкина Юлия Александровна,
Воспитатель первой квалификационной категории
Пермь, апрель 2018 год
«Использование бросового материала в развитии творческих способностей дошкольников» (конструирование из бросового материала)
План мастер- класса:
Актуальность
Цель.
Задачи
Содержание
Формы и методы работы
Работа с аудиторией
Результаты
Рефлексия
Актуальность:
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания, способность находить выход из сложных жизненных ситуаций) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Изготовление поделок из бросового материала способствует развитию творческих способностей у дошкольников.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).
Программно- методический комплекс
За основу своей работы я взяла программу Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду», а также ее пособие «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома»
Основная цель в данном направлении: развитие творческих способностей у детей через создание поделок из различных материалов.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
Работу строю на основе использования гуманных методов и приемов, что помогает раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, развитию его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве.
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы.
Второе условие – организация образовательного процесса:
в совместной образовательной деятельности;
организация самостоятельной деятельности детей;
взаимодействие с родителями.
Третье условие – выбор содержания:
Изготовление поделок из соленого теста
Изготовление поделок из бумаги и картона
Изготовление поделок из бросового материала
Изготовление поделок из природного материала
«Есть идея!» (изготовление подарков из самых разнообразных материалов)
В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.
Диалог с аудиторией:
-Как вы думаете, какие методы и приёмы можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием бросового материала?
Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)
В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:
дидактические игры;
пальчиковые игры;
игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
беседы;
чтение познавательной литературы.
Очень часто продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.
В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.
Работа с аудиторией.
-Какой бросовый материал можно использовать в младшем, среднем, старшем возрасте?
-Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Задание для аудитории: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.
Диалог с аудиторией:
Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в формировании ручных умений и навыков?
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
Задание для аудитории: я предлагаю представить себя в роли родителей и провести совместную творческую деятельность с детьми:
Работа с аудиторией.
Предлагаю Вам разделиться с помощью фишек на пять команд. У каждой команды определенный бросовый материал (коробка, банка, пластинка). На общем столе лежат материалы для творчества (природный, бросовый, декоративный материал и др.). Каждая команда изготавливает поделку по своему вкусу и фантазии, а затем, представляет и защищает ее.
Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы. Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированной изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:
развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе и бросового, способствует развитию у детей творческих способностей.