kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Нетрадиционный метод рисования - батик. Рисование на ткани с элементами трапунто»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На база нашего детского сада проводился конкурс "Воспитатель года 2018",в котором я применяла активное участие. Мной был разработан и проведен масстер класс дла педагогов ДОУ. Хочу поделится опытом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс для педагогов ДОУ Тема: «Нетрадиционный метод рисования - батик. Рисование на ткани с элементами трапунто»»

г. Рубцовск

2018 год

Мастер – класс для педагогов ДОУ

Тема: «Нетрадиционный метод рисования - батик.

Рисование на ткани с элементами трапунто»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №37 «Веснянка» города Рубцовска

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Для ребёнка, вместе с ребёнком,

исходя из возможностей ребёнка»

Тема: «Нетрадиционный метод рисования - батик. Рисование на ткани с элементами трапунто».

Педагог-мастер: Воспитатель Уразова Кристина Игоревна.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционной техники изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Передача практического опыта педагогам о преимуществах использования технологии батик, как нетрадиционного метода рисования на ткани с использованием элементов трапунто в творческом развитии дошкольников.

Задачи:

- Создать условия для профессионального самосовершенствования педагогов;

- Организовать передачу педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;

- Способствовать использованию техники батик с элементами трапунто в творческом развитии детей;

Методы и приемы: целеполагание, рассказ, объяснение, наглядное сопровождение, вопросы, уточнение, практическая деятельность, рефлексия.

Оборудование: Ноутбук, проектор, почтовый ящик, листочки с вопросами, влажные салфетки, мольберт, маркер, губка, образец, буклеты по теме для педагогов.

Раздаточный материал: по 2 отреза ткани, иголка, булавочки, вата, нитки мулине разных цветов, салфетка, кисточка, сканчик –непроливайка с водой, краски «акварель», ножницы, простой карандаш, трафарет гриба на бумаге, покрытия.


1). Вводная часть.

(Слайд №1)

Мастер.

- Здравствуйте! (Слайд №2). Уважаемые коллеги, назовите, пожалуйста, известные вам нетрадиционные способы рисования? (рисование пальчиками, рисование ладошками, печать из картофеля или морковки, пластилинография, отпечатки листьями, рисование ватными палочками, монотипия, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, рисование солью, кляксография, граттаж и д.р.)

-Сегодня на мастер-классе я расскажу о технике нетрадиционного рисования, которая, зародилось в Индонезии на острове Ява. Чтобы понять, что же это за техника предлагаю вам разгадать ребус (Слайд №3). (если появятся затруднения предлагаю желающим подойти к мольберту и попробовать разгадать слово из ребуса)

- Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». В Индонезии используют термин «Ambatik», который обозначает рисовать, покрывать каплями, штриховать. Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани.


Если бы вы формулировали тему, используя все слова или некоторые из них: (Батик, рисования, развитие, с элементами трапунто, творчество, дети, нетрадиционный метод, на ткани)- то, как бы она звучала? Варианты участников мастер-класса. (Слайд №4)

- отлично,

- великолепно,

- замечательно,

- супер,

Всем, спасибо! Обобщая высказанные варианты, тема мастер-класса «Нетрадиционный метод рисования - батик. Рисование на ткани с элементами трапунто» (Слайд №5).


Основоположник педагогики Василий Александрович Сухомлинский говорил:

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. И, пожалуй, с ним невозможно не согласится. И мы как педагоги должны развивать это «мастерство в детской руке». И создание рисунков — это как один из вариантов развития.

Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. История этого вида живописи началась очень давно и дошла до наших дней из Азии практически в первозданном виде.  Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство. (Слайд №6)

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг. (Слайд №7)

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик, например, настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях. На о. Ява традиционные узоры и техника их нанесения передавались из поколения в поколение, причем в каждой семье они назывались по-разному. Например, чеплокан (с повторяющимися узорами) или кавунг (с круговыми элементами) Интерес к батику в Европе подхлестнула и книга по его истории, написанная генерал-губернатором о. Ява Томасом Раффлсом. (Слайд №8)

2) Теория.

Мастер.

Сегодня я поделюсь с вами техникой нетрадиционного рисования на ткани, которая называется батик. И мы не просто будем рисовать на ткани, а будем делать это с использованием элементов трапунто. Сейчас батик становится все более популярным видом искусства во всем мире, в том числе и в России, так как с помощью техники батика можно создавать уникальные работы, вещи, существующие в единичном экземп­ляре, которые нельзя купить в магазине.

Батик традиционно много используется в элементах одежды. (Слайд №10) Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и не смотря на моду престижны. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. (Слайд №11) Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.

Существуют различные виды техники выполнения батика:(Слайд №12)

  • Холодный батик (холодный батик основан на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость краски по полотну, техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи);

  • Горячий батик (узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ, места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение, горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде, этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани, по завершении работы воск с поверхности ткани удаляется, эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски)

  • Свободный батик (такая техника выполняется без применения резерва и напоминает рисование акварельными красками, поэтому очень подходит для начинающих художников, для работы в такой технике не нужны специальные краски для росписи ткани, как например, в холодном батике, здесь подойдёт обычная акварель или гуашь)

  • Узелковый (суть состоит в том, что перед окрашиванием ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками)

    Подготовила: воспитатель

    Уразова Кристина Игоревна

  • Многоцветный батик (ткань проводят через два-три окрашивания, создавая многоцветность)

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке. Эта техника вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более интересной и увлекательной.


При работе с данной техникой у детей формируется правильное восприятие цвета, прививается чувство вкуса и умение выполнять работу как можно аккуратнее. Данный техника рисования дарит воспитанникам положительные эмоции, что способствует отстранению ребенка от каких-либо негативных ситуаций в его жизни. Роспись по ткани развивает усидчивость у дошкольников. Дети учатся терпеливо выполнять задание, доводя до конца начатое дело, не бросая его на полпути. Помимо этого, довольно непростая техника способствует развитию мелкой моторики пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.

Способствует формированию познавательных процессов восприятия, внимания. Батик помогает развить уверенность в себе, творческие способности, художественный вкус. Воспитывает трудолюбие, аккуратность (Слайд №13)

Сегодня, уважаемые коллеги, мы будем работать в технике свободный батик, так как эта техника рассчитана на начинающих и не требует особых сил и затрат на выполнения.

Итак, алгоритм выполнения работы:


Начинать всегда стоит с выбора ткани, на который вы будете выполнять работу. Выбирайте отрез ткани белого цвета с плотным переплетением, чтобы вода с кисточки не так быстро растекалась, образовывая ореол (подтек, заметный глазу), нужно помнить, что кусочек ткани, на котором будет выполнятся работа, должен быть выстиран, хорошо отглажен, затем необходимо определиться с выбором рисунка, который вы хотите воплотить в жизнь. Можно выбрать абсолютно любое изображение.

При создании работы в технике Батик с элементами трапунто потребуется: 2 отреза ткань (ткань желательно выбирать плотную, это может быть, как лён, так и х/б, шифон, шёлк) иголка, булавочки (для того чтобы приметать), вата или синтепон, нитки мулине разных цветов, салфетка, кисточка, сканчик –непроливайка с водой, краски «акварель», ножницы, простой карандаш, трафарет рисунка на бумаге. (Слайд №14)

Берётся один отрез ткани на нём рисуется простым карандашом выбранный эскиз. Для этого положат ткань на заранее приготовленный трафарет рисунка и сквозь просвечивающеюся ткань переводится рисунок.

После этого можно приступать к раскрашиванию данного рисунка. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые будут впитывать лишнюю краску. Важно следить за тем, чтобы кисть загружалась краской максимально, но перед рисованием необходимо касаться ворсом кисти салфетки, отдавая ей лишнюю воду. Это поможет избежать подтёков на ткани. Раскрашивая рисунок нужно стараться использовать не только один цвет, но и его оттенки. Акварель надо как-бы втирать в ткань, «вмазывая» ее в переплетение нитей. Данную часть работ можно выполнять с детьми разного дошкольного возраста.

Следующею часть работы придется выполнить взрослому самостоятельно, либо с детьми старшего дошкольного возраста, а именно, нужно будет подложить под изнаночную сторону рисунка кусочек ткани, приметать его и обшить любой выбранный элемент рисунка нитками мулине швом «назад иголку» цвет в цвет. Выбранный элемент рисунка будут зрительно приближен и получит объем.

(Слайд №15. Историческая справка)

Метод ТРАПУНТО заключается в том, что обшитый элемент рисунка превращается в «наволочку», которая с изнанки наполняется синтепоном или ватой при помощи ножниц, надрезав подшитый кусок ткани в центре выбранного элемента.

Многие виды рукоделий столетиями не перестают восхищать мир своим изяществом и изысканностью, хотя появились на свет они совсем в другой среде и с более практическими целями. Так и техника объемной стежки - трапунто - из увлечения мастериц беднейшего района Италии постепенно превратилась в предмет поклонения богатейших королевский семей Европы, а потом и всего мира.

Трапунто (Trapunto, от иальянского слова "trapuntare" – "прошивать, простегивать") — особая техника вышивки, в которой некоторым участкам узора с помощью набивки придается дополнительный объем. Иными словами, это объёмная вышивка. Родиной этого техники считается остров Сицилия, а временем возникновения считается III век. Уже тогда местные мастерицы создавали подушки, покрывала, скатерти, постельное белье, салфетки, выполненные в этой технике. Трапунто может быть сделано вручную или на машинке.

Надрезанный кусок ткани заполняется синтепоном или ватой все уголки обшитого элемента рисунка, создаётся объем. Разрез на изнаночной стороне зашивается. А дальше начинается самая приятная работа – по желанию, прошиваются мелкие детали рисунка, дорисовываются контуром и так далее.

Работа готова! Останется только её красиво оформить. Как оформить работы каждый может придумать сам – в рамочке, в прихватке, на картоне или ещё где-то, это уже зависит от фантазии.


3) Практика.

Сегодня мы с вами потренируемся в работе с данной техникой.

Чтобы узнать, что же за рисунок я для вас приготовила, отгадайте загадку:

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (гриб)

(Слайд №17)

Осень — это пора грибов. Осенью грибы актуальны сильнее, чем в любое другое время года. Мы не всегда можем себе позволить выехать за город за грибами, поэтому чтобы как-то себя утешить я предлагаю вам нарисовать на ткани осенний гриб.

- Коллеги, кто желает попробовать изготовить работу в данной технике. Приглашаю 5 педагогов.

Комментированный показ последовательности действий мастера при выполнении работы.

Мастер.

- У вас на столах есть все необходимые материалы, ткань и шаблон с рисунком заранее приготовлены.

Алгоритм действия:

  1. Возьмите один отрез ткани, положите под него наш шаблон с грибом сквозь просвечивающеюся ткань переведите рисунок. (Слайд №18)

  2. Шаблон с рисунком оставьте под тканью, приступайте к раскрашиванию данного рисунка. (Слайд №19)

  3. Следить за тем, чтобы кисть загружалась краской максимально, перед рисованием необходимо касаться ворсом кисти салфетки, отдавая ей лишнюю воду. Втирайте акварель в ткань, «вмазывая» ее в переплетение нитей.

  4. Подложите под изнаночную сторону рисунка второй кусочек ткани, приметайте его булавками и обшейте любой выбранный вами элемент рисунка (я выбрала лист на шапочке гриба и ножку) нитками мулине, швом «назад иголку» цвет в цвет. (Слайд №20)

  5. На изнаночной стороне сделайте надрез в центре обшитого вами элемента рисунка. Надрезанный вами кусок ткани заполните ватой. Разрез на изнаночной стороне зашейте. (Слайд №21)

  6. По желанию, прошейте мелкие детали рисунка. Работа готова! (Слайд №21-22)

При необходимости оказываю помощь.

Практическая часть сопровождается спокойной классической музыкой. (Слайд №23)

4) Итог.

Мастер.

- Вижу, коллеги заканчивают свои работы. У всех получились прекрасные грибы, выполненные в технике батик с элементами трапунто. Я предлагаю выйти на середину зала и всем показать свои работы.

Организую обсуждение.

- Возникли ли у Вас трудности при выполнении поделки? Какие?

- Будите ли Вы, использовать данную технологию в творческом развитии детей? Где?

- Подумайте, где Вы еще можете использовать эту технику?

Пусть грибок, который вы сделали, принесёт вам приятное осеннее настроение, может быть, вы подарите его тому человеку, который вам дорог, а может быть оставите себе на память о сегодняшним мастер классе. Спасибо, за участие!

Занимайте свои места.

Мастер.

- Хочу поделиться своей творческой находкой. С детьми в зависимости от возраста можно использовать упрощённый приём работы по данной технике. Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать только роспись по ткани, но разных видов. (Слайд №24) А с детьми старшего дошкольного возраста можно к росписи по ткани добавить объёмную вышивку – трапунто. Для первых поделок шаблонами могут быть крупные рисунки. По мере усвоения технику можно усложнять. (Слайд №25)

5) Рефлексия.

Мастер

- Мастер класс подходит к концу. И мне очень важно знать ваше мнение о моём мастер классе. Я прошу вас продолжить предложения в опроснике (раздаю опросники с ручкой и буклетом) на тему: «Впечатление о мастер-классе», и скинуть этот опросник в почтовый ящик, это поможет мне повысить моё педагогическое мастерство. У вас в буклетах есть опросник. Заполните его. Спасибо!

Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…)

Мне понравилось…

Я узнала, что…

Я научилась…

Было недостаточно…

В свой педагогический багаж я возьму…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уразова Кристина Игоревна

Дата: 06.01.2019

Номер свидетельства: 493995


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства