Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психологический комфорт в группе детского сада"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «ТЕРЕМОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Мастер-класс
«Психологический комфорт в группе ДОУ»
Материал подготовила:
педагог-психолог Ветюгова Ольга Юрьевна
Нижегородская область
город Шахунья
2021г.
Цель: научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.
Задачи: - показать, как зависит психологический комфорт воспитанников от стиля педагогического общения; - познакомить педагогов с диагностическим инструментарием; - провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение; - рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Продолжительность: 60 минут.
Часть 1. Приветствие
Педагог-психолог:
Здравствуйте, коллеги! Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах. Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое, здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.
Часть 2. Обсуждение стилей педагогического общения
Педагог-психолог:
Если вы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, проанализируйте ситуацию.
Посмотрите, каковы отношения между детьми, воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, между воспитателями.
Как только мы переступаем порог группы, то сразу можем ощутить, какая там психологическая атмосфера: раскованность или закрытость, спокойная сосредоточенность или тревожная напряженность, искреннее веселье или угрюмая настороженность. Позитивный климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно и не ущемляют права других детей. Это зависит от воспитателя. Не забывайте и того, что на эмоциональное состояние детей влияет эмоциональное благополучие взрослых.
Давайте обсудим, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе.
Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения?
Как сочетать стили педагогического общения, чтобы получить желаемый результат в той или иной ситуации?
Заранее проанкетируйте педагогов, чтобы они оценили свой стиль педагогического общения: демократический, авторитарный или либеральный. Тогда во время семинара они более осознанно отнесутся к обсуждению.
Часть 3. Знакомство с диагностическими материалами
Педагог-психолог:
Посмотрите, на столах перед вами лежат методические материалы, чтобы изучить и оценить психологический климат в группе и эмоциональное благополучие детей. По этим методикам вы сможете определить, комфортно ли детям находиться в группе, как они эмоционально воспринимают ее, кто лидер, а кто аутсайдер. Результаты диагностики помогут вам оценить и свои воспитательные действия.
Познакомьте педагогов с несколькими методиками оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада. Для этого разложите на столах перед педагогами методические материалы:– рисунок «Я в своей группе детского сада» (тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада)1;– цветовая диагностика «Домики» (разработала О.А. Орехова с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда)2;– тест на эмоциональное отношение (М.Ю. Стожарова);– анализ «Атмосфера в моей группе» (С.В. Терпигорьева);– социометрия – Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработала Т.А. Репина, модифицировала Т.В. Антонова).
Часть 4. Методы, чтобы создать психологический комфорт в группе
Педагог-психолог:
Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть. Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком. Будьте затейниками и участниками детских игр и забав. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него. Обращайтесь к родителям за поддержкой в нестандартных ситуациях и привлекайте их к образовательному процессу. Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность и не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.
Организуйте зону для психологической разгрузки. Обучите агрессивных детей приемам, которые помогут выражать гнев в приемлемой форме: бить подушку, быстро бежать на месте, мять и рвать специально выделенную для этого бумагу и др. Учите детей владеть собой в разных ситуациях, общаться бесконфликтно, сотрудничать, согласованно действовать в команде. Формируйте навыки самоконтроля и саморегуляции, например, детям старшего дошкольного возраста дайте задание складывать из геометрических фигур несложные узоры и композиции по образцу. Работайте над тем, чтобы повысить самооценку у тревожных и неуверенных в себе детей.
Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательность и радость от встречи. Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:
– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.
– Здравствуйте, мои хорошие! На улице сегодня пасмурно и сыро, а в нашей группе тепло, светло и весело от улыбок, ведь каждая улыбка – это «маленькое солнышко», от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами улыбаться друг другу как можно чаще.
А как вы создаете психологический комфорт в группах? Какие речевые настройки используете? Поделитесь своим опытом.
Обсудите опыт участников семинара.
Часть 5. Тренинг
Проведите упражнение «разогревки-самооценки».Упражнение поможет снять напряжение и усталость, создать атмосферу психологического и коммуникативного комфорта, пробудить интерес к коллегам по работе.
Упражнение «Разогревки-самооценки»
Педагог-психолог:
Назовите цвет вашего настроения.
Если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши.
Если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, что звучит рядом, улыбнитесь соседу.
Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль проявления эмоций, дотроньтесь до кончика носа.
Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
Если в магазине вы отказываетесь примерить предложенную вам одежду только потому, что продавец не улыбнулся вам, покачайте головой.
Если вы не можете удержаться от спора, когда кто-то в чем-то не согласен с вами, топните ногой.
Если вы полагаете, что преобладание какой-то эмоции зависит только от внешних стимулов, подмигните.
Если вы выражаете гнев, стуча кулаком по столу, повернитесь вокруг себя.
Если вы способны удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой.
Если, войдя в незнакомое помещение и знакомясь с кем-то, вы мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой.
Если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните.
Если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой.
Если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от вашей эмоциональности, потанцуйте.
Беседа «Польза и вред эмоций»
Педагог-психолог:
У каждой эмоции есть положительные и отрицательные стороны. Любая эмоция может приносить как пользу, так и вред. Основные эмоции – это радость, гнев, печаль, страх, стыд. Каждая из них может быть выражена и эмоционально окрашена в разной степени. Давайте рассмотрим, какую пользу или какой вред приносят человеку основные эмоции.
Обсудите мнение участников мастер-класса. Используйте списки с названиями эмоций.
Педагог-психолог:
Послушайте притчу. «Жил-был мудрец. Считалось, что он знает все, но один человек захотел доказать, что это не так. Зажав в ладонях бабочку, он спросил мудреца:
– Мертвая или живая?
А сам подумал:
– Скажет, что живая, – я ее умертвлю, скажет, что мертвая, – выпущу.
Мудрец подумал и ответил:
– Все в твоих руках».
По возможности предложите воспитателям посмотреть короткометражный мультфильм «Внешний вид и реальность».
Упражнение «Сколько во мне людей?»
Педагог-психолог:
Психолог Уильям Джеймс говорил: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (она) видит себя, каждый из двоих, каким его (ее) видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле». Как вы понимаете эту фразу? Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?
Матрица «Окно Джогарри»
Педагог-психолог:
Самопознание связано с процессом самораскрытия. Психолог Сидней Джурард говорил, что раскрыть свое «Я» другому человеку может только сильная и здоровая личность. Иначе личность тратит энергию, чтобы построить ложное, внешнее «Я». Раскрыть себя можно, когда вы строите взаимоотношения на основе взаимного принятия. Оно развивается постепенно. Вы можете почувствовать, как самораскрытие влияет на слушателя. Джозеф Лафт и Гарри Ингам разработали матрицу, которая называется «Окно Джогарри».
Предложите участникам семинара заполнить матрицу «Окно Джогарри». Направьте работу на расширение открытой области за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. Нужно, чтобы участники тренинга выражали личностно-значимые мысли и чувства и получили обратную связь.
Другие
Я
Знаю о себе
Не знаю о себе
Знают обо мне
Открытая область 1
Слепая область 2
Не знают обо мне
Скрытая область 3
Неизвестная область 4
Окно Джогарри
Слепое окно То, чего я НЕ ЗНАЮ о себе То, что другие ЗНАЮТ обо мне
Неведомое То, чего я НЕ ЗНАЮ о себе То, чего другие НЕ ЗНАЮТ обо мне
Фасад То, что я ЗНАЮ о себе То, чего другие НЕ ЗНАЮТ обо мне
Арена То, что я ЗНАЮ о себе ТО, что другие знают обо мне
Открытая область 1 (арена) – это поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Участники группы должны получить обратную связь по вопросам, насколько продуктивно их поведение, адекватны эмоции и чувства.
Слепая область 2 (слепое пятно) – это дурные привычки, которые сам человек не осознает, но видят окружающие: отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения. Часто окружающие считают неуместным говорить о них. Обсудите и скорректируйте это на тренинге.
Скрытая область 3 (фасад) – то, что осознает субъект, но не осознают остальные: сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов. Есть нечто, чем человек хотел бы поделиться с окружающими, выслушать их мнение об этом. В группе такими слушателями становятся участники тренинга.
Неизвестная область 4 (неведомое) – то, что находится за пределами сознания личности и окружающих.
Часть 6. Рефлексия
Обсудите итоги семинара с педагогами. Можно провести рисуночный тест «Домик для эльфа», который поможет педагогам оценить свое отношение к окружающему миру.
Литература:
Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. – 2002. – № 12
Методика помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду. Была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев пребывания в нем. Предложите детям в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. Используйте синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета.
Инструкция:Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли).
После выбора домика проведите беседу с ребенком:
Кате нравится ходить в детский сад?
Что Катя будет делать в детском саду?
Что Кате больше всего нравится в детском саду?
Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики показатели фиксируйте и протоколируйте.
Типы реакции на задание
1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.
2. Негативная реакция на задание.
Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбирает дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой или другими членами семьи лучше.
Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбирает серого, черного или коричневого цветов. Проявляет нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.
3. Безразличная реакция на задание. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).
4. Тревожная реакция на задание.
Быстро и охотно включается в задание, но при этом проявляет нервозность, большую подвижность. Домики выбирает фиолетового либо красного цвета. Ответы на вопросы показывают, что ребенку в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
Доброжелательно реагирует на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики демонстрирует нерешительность при выборе цвета домика и при ответах на вопросы. В детском саду хочет больше играть с детьми, а также чтобы взрослые – воспитатели – уделяли ему большое внимание. Выбирает зеленый или синий цвет. Когда начинает выполнять задание, почти полностью отсутствует речевое сопровождение. К концу методики использует речь значительно чаще.
5. Позитивная реакция на задание. Активно и доброжелательно участвует в задании. Домики выбирает желтого или красного цвета. В детском саду любит играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождает речью.
На основании полученных данных определите тип отношения ребенка к детскому саду.
1. Негативное отношение. Отмечается у детей 1-й и 2-й группы реагирования, у которых преобладают отрицательные эмоции в ходе проведения диагностики.
2. Амбивалентное отношение. Отмечается у детей 3-й и 4-й группы реагирования, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.
3. Положительное отношение. Отмечается у детей 5-й группы реагирования, у которых в ходе выполнения задания преобладали позитивные эмоций.
Схема наблюдения за поведением ребенка при психологическом обследовании по цветовой диагностике «Домики»
Помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду.
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Группа __________________________________________________________
Возраст _________________________________________________________
Дата ____________________________________________________________
Показатели
Оценка
Примечание
1
2
3
Принятие задания:
негативная реакция (вплоть до отказа от участия в тесте);
безразличная реакция на задание;
быстрое включение в задание;
доброжелательная реакция
2. Включенность в ситуацию:
пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует, плохо вступает в контакт с экспериментатором);
активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором)
3. Эмоциональные состояния:
преобладают негативные эмоции;
равное проявляются как положительные, так и отрицательные эмоции;
явно преобладают позитивные эмоции
4. Выбор цвета:
выбор темных цветов (черного, коричневого, серого), что говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста;
выбор красного и фиолетового цветов, что говорит о преобладании раздражительности и агрессии, связанных с посещением детского сада;
выбор зеленого и синего цветов, что говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности;
выбор желтого, красного цветов, что говорит о преобладании положительных эмоций
5. Речевое сопровождение:
речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные);
нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает свои действия речью);
чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни)
Выводы. Тип отношения ребенка к детскому саду:___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест на эмоциональное отношение
Автор теста – Стожарова М.Ю.
Материал:лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям дайте готовые карточки, на которых нарисовано по 5 кружков. Старшим детям предложите нарисовать 5 кружков через клетку. Вопросы можно подобрать самостоятельно.
Посадите детей за стол по одному и дайте задания. Проводите тест до 3 раз.
Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов
Красный – возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радостное, приятное отношение.
Желтый – теплое, доброжелательное отношение.
Зеленый – спокойное отношение.
Синий – грустное, неудовлетворительное отношение.
Фиолетовый, коричневый – тревожное отношение.
Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, немедленно обратите на это внимание. Например, пересмотрите структуру и содержание занятий, чтобы ребенку было интересно, – и так по каждому виду деятельности.
1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
2. Почему я так думаю?
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком
1. С кем из детей у меня хороший контакт?
2. Чем это объясняется?
3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4. Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2. Чем это вызвано?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Тест на проверку психологического комфорта детей в группе детского сада
Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. – 2002. – №12.
Предложите детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Во время теста не комментируйте действия детей и не подсказывайте им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Если необходимо сохранить рисунок, попросите подарить его вам на память.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, который выполнен на занятии по рисованию. Помните, что какие-то элементы рисунка могут оказаться вам непонятными, а какие-то могут привести к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, которые связаны с семейными конфликтами, свидетелем которых он был утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание. Это самая тревожная группа рисунков. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций. События, которые происходят с ним в детском саду, не воспринимаются как личностно значимые.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Если ребенок изображает на рисунке самого себя, значит, события, которые происходят в детском саду, являются для него личностно значимыми. Обратите внимание, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле – важный элемент, – игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Дети часто изображают свою опору в виде прямой линии. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, которые свидетельствуют о спокойствии, мире в душе.
Попытайтесь понять, что выражает ребенок, когда рисует воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку: спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя вербальной агрессии.
Проанализируйте цветовое решение картинки. Ребенок использует теплые тона: желтый, розовый, оранжевый? А спокойные холодные: синий, голубой, зеленый? Если да, то это свидетельствует о положительном эмоциональном настрое. Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, которая похожа на зачеркивание, – сигнал о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.
Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)
Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.
Методика помогает выявить положение ребенка в группе детского сада, т. е. его социометрический статус, его отношение к другим детям и представления об отношении сверстников к нему, степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие.
Эксперимент проводит педагог-психолог или старший воспитатель индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату или раздевалку и предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.
Инструкция: «Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки, которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки детям вашей группы? (Получив положительный ответ, продолжайте). Тогда выбери, пожалуйста, картинку, которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?» (Получив ответ, предложите положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевалке). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку? Почему? А третью?»
После того, как все подарки разложены, задайте ребенку вопросы: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?»
Ответы фиксируйте в протоколе. По окончании эксперимента поблагодарите ребенка и попросите его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, проводите ребенка в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, выявите детей, которые ничего не получили, и положите им одну или две картинки (игрушки). Затем пригласите всех в спальную или раздевалку, чтобы они получили подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.