Просмотр содержимого документа
«Логопедическое ассорти «Играя – речь развиваем!»»
Логопедическое ассорти
«Играя – речь развиваем!»
Формирование компонентов речи через игровую деятельность
Цель семинара: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: 1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности. 2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности. 3. Углубить представления о содержании речевого развития.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный дефект.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Именно поэтому на нас специалистов ложится первостепенная задача по формированию начального и главного этапа в развитии речи дошкольника.
А какие компоненты речи вы знаете?
Основными структурными компонентами речи являются: словарь детей, формирование грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи, а именно развитие фонематических процессов, развитие связной речи.
Сегодня на нашей деловой игре, мы с вами постараемся раскрыть каждый из компонентов в отдельности, узнаем, что же в данное направление входит, и просто поиграем в игры и игровые упражнения последовательно рассматривая, каждый из компонентов речи.
Вы заранее разделились на две команды, как положено у каждой команды должно быть название и капитан.
Начать предлагаю с небольшой разминки, а именно вам предлагается ответить на ряд вопросов (за каждый правильный ответ вы получаете фишечку):
1 команда
1.Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом моралью. (Басня)
2.Выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения (Пересказ) 3.Разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой — либо ситуацией.(Диалог) 4.Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву видим и пишем.) 5.Назовите всегда мягкие согласные? ([Ч], [Щ], [Й].) 6.Сколько звуков в слове яблоко? (7.) 7. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат) 8. Назовите ведущий прием для активации речи и мышления (вопросы педагога)
9. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ)
10. Сколько слогов в слове «виолончелист»? (5.)
11. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель)
12. Чем кончается «лето» и начинается «осень» (буквой «о»)
13. Что такое общее недоразвитие речи? (недоразвитие всей стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, несформированность анализа и синтеза, звукового состава слова)
2. Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
3.Часть речи, которая обозначает действие предмета. (Глагол) 4.Слова, различные по своему звучанию, но близкие по значению. (Синонимы) 5.Что такое фонема? (Звук.) 6.Назовите всегда твердые согласные звуки. ([Ш], [Ж], [Ц].) 7.Сколько звуков в слове «пальто»? (5.) 8. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
9. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи (средняя группа)
10. Что такое фонематический слух? (умение повторить (услышав) звуки, слоги, слова)
11. Придумайте слово, в котором букв меньше, чем звуков (яблоко)
12. Сколько слогов в слове «парикмахерская»? (6.)
13. Назовите слова – антонимы
14. Необходимо заменить предложение пословицей.
Не торопись, делай все аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь.)
Беречь время. (Делу время, потехе час.)
И первый компонент, который мы рассмотрим это звуковая сторона речи. Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее.
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому.
И в этом ему поможет артикуляционная гимнастика. С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
«У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись-в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
И на опушке мы видим грибочки.
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «Бл-блб-бл-ла» и ушла.
Вот и закончился день, пора спать Завтра опять будем гулять.
Следующим этапом будет выполнение дыхательной гимнастики. Иногда причиной неправильного произнесения звуков является недостаточная сила подачи воздуха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха.
Игры на развитие дыхания
У вас в тарелочках с манкой лежат буквы, вы их должны при помощи трубочки сдуть манку с буквы, сложить и прочитать слово которое получилось. (слова: молодцы и умнички)
«Рыбалка» В тарелочках «плавают» рыбки, вы с помощью удочки-трубочки должны поймать как можно больше рыб. Втянуть воздух задержать дыхание и переложить таким образом рыбку из одной тарелочки в другую.
«Поздоровайся с соперниками» Вам выдан стаканчик с трубочкой вы должны подуть в трубочку и поздороваться с соперником при помощи перчатки надетой на стакан, если правильно подуть, то перчатка поднимется и будет с вами здороваться.
«Чья команда быстрее?» Надуть воздушный шарики, чья команда быстрее (3 участника)
Можно дуть на карандаш, ватку, на крупу, имитирующие фигуры снежинок, бабочку, муху, самолет, крупу, все, что летает. Дуть через распластанный язык, трубочкой и т.д.
«Мимы» правила: показать мимикой и жестами, то, что написано на карточке другой команде. (7 минут) соперники должны отгадать. 1 команда
проспал на работу;
на ковре у заведующей;
укладывает детей спать, а дети не слушаются;
неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь;
во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку;
2 команда
вы уговариваете ребенка покушать;
вы переходите дорогу с воспитанниками;
в детском саду сработала пожарная тревога;
конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит;
вы узнали, что вам существенно повысили зарплат
Следующий речевой компонент — это развитие и формирование фонематических процессов,а именно: фонематического слуха, фонематического восприятия,
«Фонематический слух — это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами»
«Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы, определять звуковой состав слова, т. е. производить умственные операции звуковому анализу»
« Фонематический анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов» Всю работу по развитию фонематических процессов необходимо проводить с постепенным усложнением, только после того как хорошо усвоен и отработан предыдущий этап, можно переходить к следующему.
Начинать работу по формированию фонематического слуха следует с узнавания неречевых звуков 1. «Узнай звук»
Поочередно каждая команда узнает звук. ( Шум ветра, воды, пение птиц, шумовые звуки, музыкальные и т.д.)
2.«Найди игрушку».
Найди, игрушку ориентируясь на громкость звукового сигнала (бубен). Чем громче бубен, тем ближе игрушка к водящему.
3. «Узнай, кто я такой»
Один водящий, выходит в центр круга, отворачивается спиной и должен угадать, кто его позвал. Зовущий произносит фразу «Угадай кто я!»
4.«Грамотическая арифметика»
Вы должны выполнить действия, указанные в задании при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово.
«Любопытный»
Для участия в следующем задании: 1 участник от команды, кто какую букву вытянет.
1 Команда: На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)
Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
Ваша Фамилия отчество
Где вы живёте?
Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
Ваш любимый фильм?
Какой цвет вам больше всего подходит по гороскопу?
На какое животное, на ваш взгляд, вы похожи?
Где вы любите отдыхать летом?
Наше хобби, увлечение?
Как вас ласково называет муж дома?
Если бы вы не стали педагогом, то какую бы профессию вы выбрали?
2 команда
Отвечает на вопросы словами на звук И.
«Пишущая машинка»
Давайте представим, что мы все большая пишущая машинка. Каждый из нас - буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тот кому досталась буква «С» хлопает в ладоши, затем тот, у кого буква «М» т.д. Пробел между словами – всем нужно встать. Печатать мы будем цитаты.
к: Слово- самое сильное оружие человека. (Аристотель)
Конкурс КАПИТАНОВ «Сундучок профессиональных идей»
Задание: Необходимо назвать как можно больше применений в работе педагога данных предметов (бусы, прищепки, мячик, вата, карандаш, погремушка, шнурок, щетка и др.) Предметы предлагаются в сундучке на выбор.
Каждой команде предлагаем набор предметов, необходимо назвать как можно больше их применений в работе педагога.
Формирование лексико-грамматического строя речи.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.
Что такое активный словарь? А пассивный?
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.
Что такое грамматический строй речи?
Грамматический строй — речи-это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов), это употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.
Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д.
Следовательно, задача педагогов сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.
«Скажи правильно»
Измените слово по образцу: например, зверь-зверина
1 команда 2 команда
Баран-баранина, жемчуг-
свинья-, картофель-
теленок- горох-
осётр-, лосось-
дождь- пыль-
солома- конфета -
«Исправь ошибку»
Каждая команда зачитывает соперникам свое предложение, те исправляют его. Вы должны исправить ошибку в предложении если она имеется и назвать его целиком.
В ответ я киваю ему рукой.
Мальчик стеклом разбил мяч
Цветы не поливали потому что они засохли.
Мама готовит музыку и слушает суп;
Друзья идут по песне и распевают тропинку;
Одежда стала грязной, потому что мама ее постирала
Аня решает куклу и одевает задачу;
Дедушка заболел, потому что оказался в больнице;
Наступил март, потому что прилетели грачи;
Во дворе похолодало, потому что Наташа надела куртку
Исправь деформированные предложения и составь по ним текст
Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней Красивая, у, мордочка, лисы Хорош, хвост, особенно Рыжими, на, переливается, солнце, он, искрами.
После грибов будут дожди
Шел дождь, потому что я взяла зонт
Снег запылало пышным лесом
Маша заваривает оладьи и печет чай;
Вика чистит тесто и размешивает картошку. Сосульки растаяли, потому что потекли ручьи;
Идет дождь, потому что Петя идет под зонтом;
Костя порвал штаны, потому что его отругала мама;
Прилетели скворцы, потому что школьники прибили к деревьям скворечники;
Исправь деформированные предложения и составь по ним текст
По, заяц, болоту, скакал
Кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да
Косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится
Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. (Лук –овощ и оружие) Многозначные слова в русском языке, называются? Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно разные по смыслу. Вам необходимо вспомнить и назвать как можно больше таких слов. На время (записывают на листке)
Игра «Слово в слове»
В каждом слове спряталось какое-то слово, нам нужно найти его
Связная речь
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
«Небылицы»
Вам надо будет сочинить небылицу и рассказать нам её (форма монолог) Можно использовать подсказку иллюстрацию.
Подобные упражнения помогают развивать речь и образное мышление.
«Поэты»
Сочините простые стихотворения
Вам даны первые две строчки:
1.Эх, вздыхали червяки,
Раньше были рыбаки…
2. Очень многие считают
Что коровы не летают…
«Сочинители»
Вам нужно будет поработать с картинкой, пофантазировать и инсценировать диалог героев произведения. (форма диалог)
Вывод: развитие компонентов речи через игровую деятельность делает процесс обучения несложным и незаметным для ребенка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без основного учителя –языка. Поэтому, наша задача заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей.
Рефлексия:
Воспитателям предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
- Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
Верь в себя и все получится!
- Сегодня тебя будет преследовать удача!
- Пусть тебя обнимет счастье!
- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!
- Живи и радуйся, остальное приложится!
- Пусть в твоей душе воцарится гармония!
- Пусть твои глаза всегда сияют!
- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!
- Думайте о хорошем и все будет хорошо!
Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные дни – все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!
- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!
Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим людям!
Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!