kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическая викторина для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • развитие навыка самоконтроля за речью;
  • закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
  • развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
  • развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память.
  • воспитывать умение работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическая викторина для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».»

Логопедическая викторина

для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».

Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • развитие навыка самоконтроля за речью;

  • закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;

  • развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;

  • развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память.

  • воспитывать умение работать в коллективе.

Ход занятия:

Логопед: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет небольшая викторина, где мы посмотрим, чему вы научились, что запомнили и для этого нам нужно разделить на 2 команды. Называется викторина «Логоцветик». Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую и правильную речь. К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые вы ребята получили на логопедических занятиях. За каждое правильное задание я буду давать вам по лепестку, а вы его приклеивать. И если вы все задания выполните верно, то в конце у вас получится собрать наш логоцветик. 

Артикуляционная гимнастика. 

Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать гимнастику. А какую гимнастику мы с вами делаем? Правильно, для язычка. И первое наше задание, я вам загадываю загадки про какое – то упражнение для языка, а вы отгадываете и вместе делаем:

  1. Взял я ножик, прутик срезал,

И в нём дырочек нарезал.

И запела дудочка!

Да ведь это – (Трубочка)

  1. Инструмент в руках у нас,

В огороде — высший класс!

Можем грядки им копать.

Подскажите, как назвать? (Лопатка)

  1. День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт:

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)!

  1. Не сиди и не скучай,

Посильней нас раскачай.

Вверх и вниз — мы полетели.

Любят смельчаков…

(Качели)

Разминка «Хлопай-Топай».

Логопед: Звуки речи делятся на гласные и согласные. Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).

Давайте сейчас поиграем, если вы услышите слово начинающиеся на гласный звук-вы хлопаете в ладоши, если твердый согласный топаете, мягкий согласный-приседаете.

-лось -аквариум -сани

-нитки -сок -окно

-утка -веник -кошка

-лист -яблоко -ракета


  1. Логопед: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.

Поиграем в игру «Какой звук чаще слышится».

1 команде:

- Зоиного зайку зовут Зазнайка. (З)

- На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса. (С)

- Шесть мышат в камышах шуршат. (Ш)

2команде:

- Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. (Ж)

- Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок. (Б)

- Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага. (Г)


  1. Логопед: Второй лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова. Я буду называть фрукт, овощ или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.

Сок из апельсинов – (апельсиновый).

Сок из груш – (грушевый).

Сок из ананасов – (ананасовый).

Сок из моркови – (морковный).

Сок из яблок – (яблочный).

Сок из винограда – (виноградный).

Сок из персика – (персиковый).

Сок из вишни – (вишневый).

  1. Игра «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь».

Логопед: Чтобы получить следующий лепесток, нужно каждому члену команды повторить скороговорку.

Скороговорка для 1 команды: У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Скороговорка для 2 команды: Шесть мышат в шалаше шуршат.


  1. Игра «Найди слово»

Ребята, нужно внимательно посмотреть на картинки, найти и обвести слова, которые начинаются на звук «Ш», «С». Кто найдет все картинки, тот получит лепесток.

  1. Игра «Заколдованное слово».

Мы продолжаем работать со звуками.

В конвертах карточки с загадкой. В пустые клетки впишите первые буквы названия картинок. И прочитайте, что за слова у вас получились.

  1. Следующая игра «Из чего это сделано» картинки с предметами

Логопед: Проверим! Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.

  • дом из дерева — (деревянный)

  • дом из кирпича – (кирпичный)

  • самолётик из бумаги – (бумажный)

  • стакан из стекла – (стеклянный)

  • ваза из хрусталя – (хрустальная)

  • шуба из меха – (меховая)

  • ложка из металла – (металлическая)

  • решетка из железа – (железная)

  • коробка из картона — (картонная).

  1. Логопед: Для получения заключительного лепестка, нужно определить количество слогов в слове.

Логопед:

Вот мы и собрали логоцветик. Ребята, спасибо вам большое. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить. Проявили смекалку и сообразительность. А теперь давайте подведём итоги и посмотрим, какая команда выиграла.

Вручение грамот.







Семинар – практикум

«Игра как средство развития речи у воспитанников ДОУ»

Проблема развития речи детей – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.

И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка.

К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Уточним, что же включают в себя фонематические процессы.

Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух

- фонематическое восприятие

- фонематические представления.

Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Фонематическое восприятие это  «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова».

Фонематическим представлениям – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Звуковой анализ – это разделение целого на составные части. По аналогии можно предположить, что «звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово.

На несформированность  звукового анализа и синтеза указывают следующие нарушения:

- неумение самостоятельно выделять 1-й и последний звук в слове;

- ошибки при определении количества и последовательности  звуков в слове;

- ошибки в определении места звука по отношению к другим звукам;

- неумение составлять слова из заданного количества звуков и слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

При чтении наиболее типичны следующие ошибки:

•    трудности слияния звуков в слоги и слова;

•    взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих)

•    побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А)

•    искажение слоговой структуры слов;

•    слишком медленный темп чтения;

•    нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма относятся:

•    замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

•    пропуски гласных;

•    пропуски согласных в их стечении;

•    слияние слов на письме;

•    раздельное написание частей одного слова;

•    пропуски, перестановки слогов;

•    орфографические ошибки.

Для чего нам нужен звуковой анализ?

Мы используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Таким образом,  обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма. 

Практическая  часть 

Цель: знакомство на практике с дидактическими играми по формированию навыков звукового анализа:

Родителям было предложено объединиться, с помощью фишек красного и синего цвета, в две команды: «Гласные» и «Согласные» и поиграть в игры по формированию навыков звукового анализа.

 

1.Игра «Назови слово на заданный звук»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.

Ход игры: Ведущий называет звук, команды в течении одной минуты придумывают слова с заданным звуком и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

Правило: Одни и те же слова не повторять.

 

2.Игра «Подбери слово по схеме»

Цель: формирование навыков звукового анализа.

Ход игры: Ведущий предлагает схему слова, команды в течении одной минуты придумывают слова по схеме и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

Правило: Одни и те же слова не повторять.

 

3.Игра «Цепочка слов»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.

Ход игры: Игроки команд по очереди говорят по одному слову, которые связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.

Правило: Одни и те же слова не повторять.

  1. Игра «Составь схему слова»

Цель: формирование навыков звукового анализа.

Ход игры: Ведущий предлагает слова. Команды поочерёдно составляют схемы слов из кубиков.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Логопедическая викторина для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».

Автор: Петрушкова Наталья Сергеевна

Дата: 17.11.2025

Номер свидетельства: 677227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства