Просмотр содержимого документа
«Логопедическая викторина для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».»
Логопедическая викторина
для детей подготовительной группы «ЛОГОЦВЕТИК».
Цель: обобщение в игровой форме знаний, полученных детьми на логопедических занятиях.
Задачи:
развитие навыка самоконтроля за речью;
закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память.
воспитывать умение работать в коллективе.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами будет небольшая викторина, где мы посмотрим, чему вы научились, что запомнили и для этого нам нужно разделить на 2 команды. Называется викторина «Логоцветик». Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую и правильную речь. К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые вы ребята получили на логопедических занятиях. За каждое правильное задание я буду давать вам по лепестку, а вы его приклеивать. И если вы все задания выполните верно, то в конце у вас получится собрать наш логоцветик.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать гимнастику. А какую гимнастику мы с вами делаем? Правильно, для язычка. И первое наше задание, я вам загадываю загадки про какое – то упражнение для языка, а вы отгадываете и вместе делаем:
Взял я ножик, прутик срезал,
И в нём дырочек нарезал.
И запела дудочка!
Да ведь это – (Трубочка)
Инструмент в руках у нас,
В огороде — высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопатка)
День и ночь они идут.
Никогда не устают.
Монотонно шепчут в такт:
Тик, так, тик и так.
Стрелки, будто как усы.
Называются… (часы)!
Не сиди и не скучай,
Посильней нас раскачай.
Вверх и вниз — мы полетели.
Любят смельчаков…
(Качели)
Разминка «Хлопай-Топай».
Логопед: Звуки речи делятся на гласные и согласные. Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие).
Давайте сейчас поиграем, если вы услышите слово начинающиеся на гласный звук-вы хлопаете в ладоши, если твердый согласный топаете, мягкий согласный-приседаете.
-лось -аквариум -сани
-нитки -сок -окно
-утка -веник -кошка
-лист -яблоко -ракета
Логопед: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.
Поиграем в игру «Какой звук чаще слышится».
1 команде:
- Зоиного зайку зовут Зазнайка. (З)
- На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса. (С)
- Шесть мышат в камышах шуршат. (Ш)
2команде:
- Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. (Ж)
- Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок. (Б)
- Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага. (Г)
Логопед: Второй лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова. Я буду называть фрукт, овощ или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.
Сок из апельсинов – (апельсиновый).
Сок из груш – (грушевый).
Сок из ананасов – (ананасовый).
Сок из моркови – (морковный).
Сок из яблок – (яблочный).
Сок из винограда – (виноградный).
Сок из персика – (персиковый).
Сок из вишни – (вишневый).
Игра «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь».
Логопед: Чтобы получить следующий лепесток, нужно каждому члену команды повторить скороговорку.
Скороговорка для 1 команды: У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Скороговорка для 2 команды: Шесть мышат в шалаше шуршат.
Игра «Найди слово»
Ребята, нужно внимательно посмотреть на картинки, найти и обвести слова, которые начинаются на звук «Ш», «С». Кто найдет все картинки, тот получит лепесток.
Игра «Заколдованное слово».
Мы продолжаем работать со звуками.
В конвертах карточки с загадкой. В пустые клетки впишите первые буквы названия картинок. И прочитайте, что за слова у вас получились.
Следующая игра «Из чего это сделано» картинки с предметами
Логопед: Проверим! Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.
дом из дерева — (деревянный)
дом из кирпича – (кирпичный)
самолётик из бумаги – (бумажный)
стакан из стекла – (стеклянный)
ваза из хрусталя – (хрустальная)
шуба из меха – (меховая)
ложка из металла – (металлическая)
решетка из железа – (железная)
коробка из картона — (картонная).
Логопед: Для получения заключительного лепестка, нужно определить количество слогов в слове.
Логопед:
Вот мы и собрали логоцветик. Ребята, спасибо вам большое. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить. Проявили смекалку и сообразительность. А теперь давайте подведём итоги и посмотрим, какая команда выиграла.
Вручение грамот.
Семинар – практикум
«Игра как средство развития речи у воспитанников ДОУ»
Проблема развития речи детей – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения. Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением.
И, конечно, своевременная целенаправленная работа по развитию звукового анализа и синтеза будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка.
К. Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Уточним, что же включают в себя фонематические процессы.
Фонематические процессы включают в себя:
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- фонематические представления.
Фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Фонематическое восприятие это «специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова».
Фонематическим представлениям – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Звуковой анализ – это разделение целого на составные части. По аналогии можно предположить, что «звуковой синтез» - это процесс объединения звуков в слог или слово.
На несформированность звукового анализа и синтеза указывают следующие нарушения:
- неумение самостоятельно выделять 1-й и последний звук в слове;
- ошибки при определении количества и последовательности звуков в слове;
- ошибки в определении места звука по отношению к другим звукам;
- неумение составлять слова из заданного количества звуков и слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
• замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;
• пропуски гласных;
• пропуски согласных в их стечении;
• слияние слов на письме;
• раздельное написание частей одного слова;
• пропуски, перестановки слогов;
• орфографические ошибки.
Для чего нам нужен звуковой анализ?
Мы используем его каждый день, т.к. звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца, то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.
Синтез – это соединение частей в целое, а звуковой синтез - соединение звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, находить ударный слог и звук в словах, выделять из речи слова, ориентироваться в его слоговой структуре. Умение анализировать слова формируется благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, восприятия. В процессе формирования фонематического восприятия важно, чтобы дети научились слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь. Именно это является основой для успешного овладения фонематическим анализом и синтезом, а в дальнейшем предупреждении специфических ошибок чтения и письма.
Практическая часть
Цель: знакомство на практике с дидактическими играми по формированию навыков звукового анализа:
Родителям было предложено объединиться, с помощью фишек красного и синего цвета, в две команды: «Гласные» и «Согласные» и поиграть в игры по формированию навыков звукового анализа.
1.Игра «Назови слово на заданный звук»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.
Ход игры: Ведущий называет звук, команды в течении одной минуты придумывают слова с заданным звуком и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.
Правило: Одни и те же слова не повторять.
2.Игра «Подбери слово по схеме»
Цель: формирование навыков звукового анализа.
Ход игры: Ведущий предлагает схему слова, команды в течении одной минуты придумывают слова по схеме и записывают их. Затем, участники команд поочередно называют придуманные слова. Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.
Правило: Одни и те же слова не повторять.
3.Игра «Цепочка слов»
Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа.
Ход игры: Игроки команд по очереди говорят по одному слову, которые связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.
Побеждает та команда, которая последняя назвала слово.
Правило: Одни и те же слова не повторять.
Игра «Составь схему слова»
Цель: формирование навыков звукового анализа.
Ход игры: Ведущий предлагает слова. Команды поочерёдно составляют схемы слов из кубиков.