kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно-музыкальноеразвлечение "Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальное занятие «Масленица»

Цель: нравственное и духовное   воспитание детей в традициях русской народной культуры.

Задачи:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • продолжать знакомить детей с традициями своего народа через праздники, обряды, народный календарь и русские народные игры;
  • развивать эстетический вкус, творческие способности, любознательность и артистизм;
  • воспитывать интерес к народному фольклору и традициям.

Интеграция образовательных областей:

 Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье, Социализация, Чтение художественной литературы.

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение художественной литературы (сказки, загадки, поговорки, пословицы, календарные песни, загадки).
  • Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта.
  • Знакомство с обрядовой жизнью Руси.

Оборудование: интерактивная доска, предметы быта, русская изба, чучело Масленицы, карусель с лентами.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
  3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М, 1991. – 84с.
  4. Интернет источники.

Участники:

Хозяйка

 Скоморох

дети.

Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальноеразвлечение "Масленица"»

Литературно-музыкальное занятие «Масленица»


Цель: нравственное и духовное воспитание детей в традициях русской народной культуры.

Задачи:

  • приобщать детей к истокам русской народной культуры;

  • продолжать знакомить детей с традициями своего народа через праздники, обряды, народный календарь и русские народные игры;

  • развивать эстетический вкус, творческие способности, любознательность и артистизм;

  • воспитывать интерес к народному фольклору и традициям.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Коммуникация, Музыка, Здоровье, Социализация, Чтение художественной литературы.

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение художественной литературы (сказки, загадки, поговорки, пословицы, календарные песни, загадки).

  • Знакомство детей с традиционным русским костюмом, предметами быта.

  • Знакомство с обрядовой жизнью Руси.

Оборудование: интерактивная доска, предметы быта, русская изба, чучело Масленицы, карусель с лентами.

Литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.

  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

  3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М, 1991. – 84с.

  4. Интернет источники.

Участники:

Хозяйка

Скоморох

дети.

Зал оформлен под красный угол в русской избе. Столы сдвинуты в ряд и накрыты вышитой скатертью. На столе стоят самовар и посуда для чаепития. Входит Хозяйка, вносит на подносе стопку блинов. Появляются гости, рассаживаются на одну сторону стола. Хозяйка потчует гостей под русскую народную песню «Ой блины мои, блины…»(включить трек №1). С постепенным угасанием музыки…

Хозяйка. Угощайтесь, гости дорогие. На Масленицу положено есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсады, плясать до упаду. У нас блины на диво, а воду кладите себе в сани, годится для бани, вода отсюда не близко, и ходить к ней склизко, пируйте, сидите, да других не тесните. Кто хочет, - веселися, хоть с лавки свалися!

Входит скоморох.

Скоморох

Здравствуй, Масленица годовая!

Гостья наша дорогая.

Хозяйка. Проходите, блинками угоститесь, вместе с нами повеселитесь. Да мой рассказ о былом послушайте. (интерактивная доска)

На Руси Масленицу называют честной, широкой. Справляли ее неделю, называли ее сырной. Все дни сырной недели имеют свои названия.

Понедельник зовется «встреча». В этот день народ справлял встречу честной Масленицы, широкой боярыни. Дети с утра выходили на улицу, строили снежные горы, приговаривая. Ну – ка, детки, вспомните, что говорили тогда?

Дети (скороговоркой). «Душа – ль ты моя, Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

Скоморох

Тише, тише, не галдите,

Дрему вы не разбудите.

Звучит русская народная мелодия. Дети инсценируют песню «Дрема».

Скоморох. Хозяйка, а как второй день сырной недели называется?

Хозяйка. Вторник называли «заигрышем».(интерактивная доска) С утра принимались девицы и молодцы кататься с горок, и есть блины. Не ходить на горы, не потешаться над скоморохами значило в старину «жить в горькой беде».

Скоморох. Молодец хозяйка, и про нас рассказать не забыла.

Хозяйка. Я – то вас не забыла. А вот вы забыли свою первейшую обязанность – народ веселить.

Скоморох.Выходите, ребята! Мы научим вас играть в старинную игру «Дядюшка Трифон».(включить трек №2).

Дети встают в круг, берутся за руки. В его центре стоит водящий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

- У дядюшки Трифона было семеро детей,

Они не пели, не ели, друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

При последних словах все начинают повторять жесты водящего. Тот, кто делал эти движения лучше всех, становится водящим. При повторении игры дети, образующие круг, идут в противоположную сторону.

Хозяйка. А третий день Масленицы, среда, называется «лакомкой».(интерактивная доска). На лакомку теща приглашает зятя на блины, а для того, чтобы им было веселей, сзывали и всех своих родных.

Четверг на сырной недели называли «разгул», «перелом».(интерактивная доска). В этот день устраивали катанье на тройках по улицам деревни и кулачные бои.

Скоморох. А давайте, и мы проведем соревнование. Была на Руси игра «Взвешивание соли».(включить трек №3).

Двое мальчиков становятся спиной друг к другу и сплетают руки, согнув их в локте. Когда один нагибается, другой оказывается лежащим на его спине. Потом оба выпрямляются. Затем наклоняется другой ребенок и т.д. действия продолжаются, пока играющие не устанут. Таким образом, меряются силой несколько пар мальчиков.

Хозяйка. Ай – да молодцы! И сильны, и удалы. Любят ребятушки показать свою силушку. Ну-ка, гости, дорогие, кто вспомнит пословицы про Масленицу?(Дети вспоминают пословицы):

  • Блин добро не один

  • Блины брюхо не портят

  • Блин не клин, брюхо не распорет

  • Не всё коту масленица, будет и великий пост.

А ещё парни и девицы любили петь песни. Давайте и мы споём! Песня «Широкая масленица».

Хозяйка. Пятница называется «тещины вечерки».(интерактивная доска) На этот раз зятья угощают тещ блинами. Приглашения к обеду бывают почетные, со всею роднею, или ужин «запросто». Продолжались гулянья, игры.

Скоморох. Каковы гости, таков и обед!

Хозяйка. Какого гостя позовешь, с таким и побеседуешь.

Скоморох

Ну – ка, гости, выходите,

Нас потешьте

И себя повеселите.

Дети исполняют русскую народную прибаутку «Тень – тень – потетень».(включить трек №4).

Хозяйка. Суббота называется «Золовкины посиделки».(интерактивнаядоска). Молодая невестка приглашала своих родных в гости. Девушки созывали своих подруг. Все веселились, играли, пели.

Хозяйка. Воскресенье называется «проводы Масленицы», «провожанье», «Прощеное воскресенье».(интерактивная доска) Продолжались гулянья, игры, забавы, катанья на лошадях и на санках с горок. Вечером, после гулянья и забав, выходили женщины и мужчины, молодцы, девицы и дети из своих дворов, несли с собой солому. Складывали ее в одну кучу, связывали и делали куклу – «Масленицу». Под пение сжигали чучело Масленицы. Было такое поверие, что вместе с «Масленицей» нужно сжечь все старые и ненужные вещи. Так как этот день называли «Прощеным воскресеньем», то: просили в этот день вечером друг у друга прощение. Дети клялись родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и знакомые, также просили прощения.А почему этот день называется прощёным? Давайте вспомним. (Ответы детей).

Скоморох. Ой, хозяйка, засиделись мы что-то. Пора и нам разгуляться.(включить трек №5).

Хоровод с лентами «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке»…

Дети берутся за руки вместе с гостями, проходят хороводом зал 4-5 раз, проносят чучело масленицы.(в это время на интерактивной доске идёт обряд « Сжигание чучела Масленицы»).

Прощай, Масленица

Прощай, красная!

Наступает Великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Выходятиззала…



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Литературно-музыкальноеразвлечение "Масленица"

Автор: Позднякова Елена Михайловна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства