Литературно-музыкальный досуг для детей старшего возраста по творчеству С.Я. Маршака
Литературно-музыкальный досуг для детей старшего возраста по творчеству С.Я. Маршака
Цель: приобщение детей к миру книжной культуры. Задачи: 1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком; 2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям; 3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; 4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальный досуг для детей старшего возраста по творчеству С.Я. Маршака»
Музыкально-литературный досуг «В гостях у С. Я. Маршака»
с инсценировкой сказок «Лиса и волк» и «Колечко»
для детей логопедической разновозрастной группы № 5
Цель: приобщение детей к миру книжной культуры. Задачи: 1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Самуилом Яковлевичем Маршаком; 2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям; 3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; 4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям Предварительная работа: - чтение произведений С.Я. Маршака;
- разучивание инсценировки по произведениям Маршака «Лиса и Волк», «Колечко»; - организация выставки книг С. Я. Маршака и рисунков детей по прочитанным произведениям.
Ходдосуга.
Воспитатель:
Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Я назвала его «Литературный досуг», потому что мы будем говорить о книгах и человеке, их написавшем.
Осенью будет отмечаться 135 лет со дня рождения писателя Самуила Яковлевича Маршака. Он написал огромное множество всеми любимых стихотворений, сказок, которые знают не только ваши родители, но и даже ваши бабушки и дедушки!
Поэт весельчак. Самуил Яковлевич Маршак Был по жизни весельчак. Писал стихи он для детей Про добрых, сказочных зверей. Про белочек, про зайчиков Про девочек и мальчиков. Ребята - юные читатели Его таланта почитатели, Когда стихи читают, Смеяться начинают. Сатира на страницах Отражается на лицах! Вот уже 135 лет Радость дарит нам поэт! (Автор: Дворецкая Т.Н.)
Родился Маршак Самуил Яковлевич 3 ноября в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец работал на химическом заводе. Он любил книги, литературу и всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. А мать была женщиной сдержанной и немногословной. Мальчик рано выучился читать, а в 4 года уже писал небольшие тексты.
В гимназии заметили литературный талант мальчика и его способности к иностранным языкам и постарались развивать его. Уже в 11 лет он писал настоящие большие произведения. Судьба свела его с известными писателями того времени и они помогли юному писателю.
Знания иностранных языков очень помогали Самуилу Яковлевичу. Он полюбил путешествовать, побывал в разных странах, и обо всём увиденном писал в стихах.
Самуил Яковлевич в своей жизни много учился, был очень любознательным человеком. Поэтому его произведения рассказы, сказки, стихи и загадки так полюбились детям.
Став взрослым и получив образование, Самуил Яковлевич стал работать в театре юного зрителя в Петербурге. Самуил Яковлевич очень любил детей. Он хотел, чтобы все ребята росли умными, честными, смелыми, любознательными. Для них он писал, свои произведения: загадки, стихи, смешные и героические истории и сказки. Появляются первые пьесы и сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по произведениям доброго сказочника и поэта.
Самуил Яковлевич писал не только стихи, сказки, но и сочинял загадки для детей!
Сейчас Я прочитаю вам загадку, а тот, кто знает отгадку, поднимает руку. Ну что, начнем?
1. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
2. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут. (Мяч)
3. Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)
4. Я конем рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадет он без меня. (Велосипед)
5. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
6. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
7. Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
- Ребята, вам понравились загадки С. Маршака?
А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Доскажи словечко». Я буду читать стихотворение, а вы будете мне помогать и договаривать нужное слово! Готовы?
1. Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на … (ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной … (фуражке),
Это он, это он,
Ленинградский … (почтальон).
Из какого произведения строки? («Почта»)
2. Сел он утром на … (кровать),
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул … (руки) -
Оказалось, это … (брюки). («Рассеянный с улицы Бассеенной»)
3. Тили-тили-тили-бом, загорелся … (Кошкин дом)
Вы мне правильно подсказали слова и отгадали произведения С.Я. Маршака. Я предлагаю вам более сложное задание. Хотите?
Викторина: «Юные знатоки произведений С.Я. Маршака».
Какое животное отправила в багаж дама? (маленькую собачку) 2. Что за детки сидели в клетке? (малыши животных) 3. За какими цветами мачеха отправила падчерицу в зимний лес? (подснежники) 4. Какой зверь чуть не проглотил воробья? (крокодил) 5. Как звали кота, который служил у тети кошки? (Василий) 6. На какой улице жил рассеянный человек? (Бассеянной) 7. Как называлось стихотворение, в котором девочка воспитывала животное? (усатый-полосатый) 8. Какой подвиг совершил неизвестный герой? (спас девочку из пожара) 9. Чей голос понравился глупому мышонку? (Кошки) 10. Вылупилось у мамы курицы? (ровно 10 утят) 11. Зачем мама мышь приглашала животных к глупому мышонку? (уложить мышонка спать) 12. Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне? (почтальон) 13. Кто обедал у зверей в зоопарке? (воробей) 14. В какую игру предложила поиграть умному мышонку кошка? (кошки-мышки)
Самуил Яковлевич Маршак очень любил детей и мечтал подарить каждому ребенку говорящую куклу, которая могла бы говорить слова утешения и поддержки в трудную минуту. Например: «Не печалься. Будет и на твоей улице праздник!» Или «Не бойся! Бывают вещи и пострашнее!» Или «Не обижайся! Будь умнее своего обидчика!» Но, к сожалению таких кукол не существует. И С.Я. Маршак советовал детям говорить самим себе в трудную минуту те слова, которые могут утешить, успокоить, развеселить, сделать добрее, храбрее, умнее и терпеливее. С.Я. Маршак говорил «А тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, помогут хорошие книги!»
Полюбить книги поможет ваш друг «Пиши-читай»! Давайте споём песню о нём.
Дети исполняют песню «Мой друг Пиши-Читай».
Затем инсценировка «Лиса и Волк»:
Воспитатель: Дети младшей группы подготовили сказку С.Я. Маршака «Волк и Лиса».
Под музыку выходит Волк, затем из домика выбегает Лиса и подходит к Волку.
Воспитатель:
Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису.
Волк: Лисавета, здравствуй! Лиса: Как дела, зубастый? Волк: Ничего идут дела. Голова еще цела. Лиса: Где ты был? Волк: На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки. Лиса: Сколько взяли? Волк: Шерсти клок, Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке! Лиса: Кто отгрыз? Волк: Собаки! Лиса: Сыт ли, милый куманек? Волк: Еле ноги уволок!
Дети кланяются и уходят на места.
Воспитатель: А сейчас ребята старшей группы покажут сказку «Колечко».
Под музыку выходит девочка Оля.
Оля: Доброе утро, солнышко!
Девочка берёт лейку, «поливает» цветы, танцует, затем останавливается
Оля: Ой! Покатилось, покатилось у меня колечко.
Покатилось и упало с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Под музыку из-за домика выходит Кошка.
Кошка: Я, ласковая кошка, мяу.
Подожди-ка немножко.
Вот я с печки, мяу, прыг,
На крылечко, мяу, шмыг,
Вниз по лесенке клубком, мяу,
По ступенькам кувырком, мяу.
Да уйти я не смогу —
Мышку в норке стерегу.
Из домика выглядывает мышка, затем выбегает и вокруг клумбы с цветами кошка и мышка играют в игру «Ищи». Затем убегают на стульчики.
Оля: Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Девочка вздыхает и садится на лавочку.
Под песню «Жили у бабуси два весёлых гуся» выходят Гуси. По ходу песни они выполняют танцевальные движения, затем говорят:
Гуси: 1: Я по лужку гуляю важно.
Сухим из воды выхожу я отважно.
2: Ношу красные ботинки.
Дарю мягкие перинки.
1: Га-га-га! Я важный гусь,
Погоди, пока вернусь.
2: Я во всякую погоду
Тороплюсь забраться в воду.
1: Я поплаваю в пруду,
А потом кольцо найду.
Гуси под музыку не спеша удаляются.
Оля (встаёт с лавочки): Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Под музыку выходит Курица, хлопает крыльями, поворачивается в разные стороны.
Курица: Я — ваша добрая подружка. Ко-ко-ко.
Дам вам перьев на подушку. Ко-ко-ко.
Дам яичек для блинов,
Куличей и пирогов. Ко-ко-ко.
Я — заботливая курица.
Стоит мне прищуриться,
Я вам зернышко найду
На дворе или в саду. Ко-ко-ко.
И кольцо найти я рада,
Да цыплят кормить мне надо.(смотрит по сторонам)
А цыплята, вот беда -
Разбежались кто куда! Ко-ко-ко!
Убегает кормить цыплят.
Оля: Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Под «мечтательную» музыку выходит Барашек с цветком в руках, нюхает цветочек.
Барашек: Бе-е-е.
Не спеша шагаю с речки.
В шубе мне тепло, как в печке.
Бе-е-е.
Ближе подойду к крылечку,
Я нашёл бы вам колечко!
Отыскал бы я давно,
Да не знаю, где оно.
Бе-е-е.
Барашек нюхает цветок, и не спеша уходит.
Оля: Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Под музыку важно выходит Индюк.
Индюк: Как важен я, вы видели?
Приехал я из Индии.
А потому, «бурлю-бурлю»(вертит головой),
Помогу, не утерплю.
Я найду, ведь я — индюк!
Только стал я близорук!
А для нас, для индюков,
Не придумали очков.
Покажите мне местечко,
Где запрятано колечко.
Постараюсь я найти
И хозяйке принести.
Индюк под музыку кружится, ища колечко, и уходит.
Оля: Кто с крылечка сойдет?
Кто колечко найдет?
Под музыку появляется Сорока, делает круг по залу, останавливается в центре.
Сорока:Не сидится мне на месте,
На хвосте разношу вести!
Вертится, показывая хвостик.
Я — отважная сорока,
Все могу я, белобока!
Нахожу я вилки, ложки,
Брошки, кольца и сережки.
Поворачивается к Оле.
Только все, что отыщу,
Я к себе домой тащу!
Оля: Нет сорока-белобока,
От тебя не будет прока.
Сорока улетает.
Я хотя еще мала,
Да сама искать пошла.
Оля под музыку обегает зал, кружась вокруг цветов, заглядывая, ища колечко. Возвращается в центр.
Поискала, воротилась
Быстро на крылечко,
И на пальце у меня
Светится колечко. Вот.
Все герои представления выходят на поклон. Зрители хлопают. Артисты садятся на места.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Давайте вместе улыбаться!
Шутить, играть и танцевать!
Приглашай Настя на танец ребят.
Выходит Настя: Заводные мы девчонки. Не хотим стоять в сторонке. Всех решили удивить — Парней на танец пригласить. Юбочки расправим, Бантики поправим, Да притопнем каблучком И завертимся волчком. Танцевать нам нравится. Разве не красавицы?
Все исполняют польку.
Воспитатель: Вот и подошёл к концу наше сегодняшнее занятие. В конце я хочу прочитать вам стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, которое он назвал
Пожелания друзьям
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути — Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!