Просмотр содержимого документа
«Лепка "Жаворонки - вестники весны"»
Лепка «Жаворонки – вестники весны» (Тесто)
Задачи.
1. Познакомить детей с народной традицией встречать весну
«жаворонками». Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков из соленого теста.
2. Развивать мелкую моторику рук, навыки работы с тестом: замешивать, раскатывать шар в жгут и оформлять птичку традиционным способом: узлом из жгута. Предложить для освоения разные приемы декоративного оформления: насечки (оперение), вытягивание (клюв), налепы (глаза).
3. Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать желание привносить и/или сохранять семейные традиции, отвечающие национальным обычаям (народные ритуалы и фольклорные праздники).
1. Орг. момент
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
– Какое сейчас время года?
- Назовите весенние месяцы.
- Какой месяц сегодня наступил?
2. Обмен новостями
Ребята, предлагаю вам сегодня обсудить событие сегодняшнего дня.
На утреннем круге мы узнали, что сегодня праздник. Для тех, кто у нас опоздал и для наших гостей давайте расскажем, что это за праздник.
Реб. Очень давно, когда нас ещё не было на свете, 1 апреля, был подписан Международный документ об охране птиц. С тех пор этот день стал праздником птиц.
Восп: Птиц мы называем пернатыми друзьями. Почему же их называем «Пернатыми» и «друзьями»? (ответы детей)
Верно, «пернатыми» потому, что тело птиц покрыто перьями, а «друзьями» потому, что они радуют нас своим пением, разносят по земле семена разных растений и поедают огромное количество насекомых, спасая тем самым парки, поля, сады и огороды.
- Назовите перелётных птиц.
- Расскажите, кто , что нового узнал о перелётных птицах ?
3. Знакомство с птицей жаворонком, с легендой его появления на земле.
- Сегодня мы с вами познакомимся поближе вот с этой перелетной птицей. Зовут ее жаворонок, певец весны.
- я знаю, что одна девочка подготовила небольшой рассказик о жаворонке.
Реб: Птица перелетная, зимует на юге Европы. В Россию возвращается одной из первых. Место обитания поля и луга. Гнездо устраивает на земле. Песня жаворонка очень нежная и красивая.
Звучит аудиозапись пения жаворонка, показ картины с жаворонком.
Восп: Хохлатый жаворонок – голосистая птичка, умеющая копировать голоса других пернатых. В наших краях ее знают довольно хорошо. Были даже времена, когда ее ласково называли «соседом», а все потому, что она любила селиться рядом с людьми. Это средних размеров птица. На голове расположен небольшой хохолок, благодаря чему птица и получила свое название.
-Хочу рассказать вам легенду, историю, в которой говорится о том, как появились на Земле жаворонки:
«Бродил по Земле волшебник.
Видит – мужик пашет. Земля песчаная, местами каменистая. Тяжело мужику пахать. У пахаря рубашка взмокла от соленого пота.
Поздоровался волшебник с хлеборобом. Пригласил пахарь путника пообедать вместе. Разделили на двоих ломоть хлеба, пару луковиц да кувшин родниковой воды.
Подкрепился волшебник, стал расспрашивать пахаря о житье-бытье.
Пожаловался тот лишь на то, что надоело слушать, как камни о плуг грохочут.
Бросил волшебник в небо маленький камень. Превратился камень в птичку. Защебетала в поднебесье серая птичка. Впервые за весь день улыбнулся пахарь».
-Вот как интересно появилась на земле эта птица – жаворонок. Это птицы добра и тепла, уюта и радости.
-В старину был такой обычай: дети становились в круг, водили хоровод и все вместе дружно звали жаворонков. Люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких стран приносят птицы. Печеных птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними весну. Давайте все встанем в хоровод и позовем наших пернатых друзей-жаворонков такими словами:
«Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Прилетите, жаворонки к нам,
Принесите из-за моря вы нам
Весну ясную, весну красную!
3. -Вот и мы с вами сейчас, ребята, будем лепить жаворонков. Из куска теста скатываем шарик, шарик раскатываем в колбаску. Сплющиваем.
Воспитатель: Сначала нам нужно обмакнуть руки в муку, чтобы тесто к ним не прилипало. Возьмем кусочек теста в руки. Какое оно? (мягкое, тянется). Из чего делают тесто? (муки, воды, яиц, соли, сахара). У нас с вами уже готовая лепёшечка для жаворонка. Нам необходимо сделать 4 надреза по схеме с помощью ножа. Верхний кончик - головка жаворонка, а нижний - хвостик. Боковые части – крылышки. Свободные полосочки сложим на спинке в виде крестика. При помощи ножа оформить крылья и хвост жаворонка. Глазки нашим жаворонкам можно сделать из изюминок. (Дети лепят жаворонков). Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые жаворонки у вас получились.
4. Самостоятельная деятельность детей.
- Давайте приступим к работе. Будьте аккуратны, внимательны.
(работа детей за столами).
- Вы, наверное, устали. Давайте поиграем немножко. Переплетите большие пальцы, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните. Это будут крылья.
(Воспитатель сопровождает слова показом).
- Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем:
Цирр-лирр-лирр-лю, цирр-лирр-лирр-лю,
Хочет - прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И поет, поет, поет!»
(Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом).
5. Подведение итогов занятия.
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что нового узнали?
- Кому что понравилось?
- У всех получились
настоящие жаворонки. И теперь они все отправятся в духовку. Молодцы! Надеемся, что с сегодняшнего дня к нам обязательно придет весна с теплом и зеленью, которую мы ждем с нетерпением!