Просмотр содержимого документа
«КВЕСТ-игра "Тайны родного Дагестана"»
Квест-игра в подготовительной группе
«Тайны родного Дагестана»
Цель: Воспитывать любовь к Родине. Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свою республику.
Образовательные задачи:
закреплять у детей знания о нашей республике: символика, достопримечательности, природа;
учить детей узнавать символику Республики Дагестан;
учить детей различать виды народных промыслов, их характерные особенности.
вызывать у воспитанников чувство восхищения и гордости своим родным краем.
Предварительная работа: беседы, рассматривание альбомов, видео роликов,
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие наши гости!
День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
Квест начинать нам настала пора.
Напомню всем, что квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу. А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Дети: Родина.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила телеграмму. Сейчас я вам ее зачитаю: «Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что вы уже очень много знаете о своей малой родине - Дагестане. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному краю. Вам помогут ваши знания, находчивость и смекалка. В конце путешествия вас ждет сюрприз». Ну как, вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите внимательно на глобус, на нем изображена наша страна - Россия. Это самая большая страна в мире. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.
Как велика моя земля,
Как широки просторы,
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом — снега и вьюга.
И поезд по моей стране
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней —
И то едва домчится.
Живем мы в радостном краю,
И знать его должны мы —
Страну любимую свою,
Свой светлый край любимый!
Воспитатель: А вы знаете, как называется столица нашей Родины?
Дети: Столица нашей Родины называется Москва.
Воспитатель: Ребята, а как называются люди, живущие в России?
Дети: Люди, живущие в России, называются «Россиянами».
Воспитатель: Итак, мы указали на глобусе нашу большую страну Россию и её столицу Москву. А где находится наша малая Родина?
Ребенок показывает.
Воспитатель: Правильно, ребята. Хотя она такая маленькая, по сравнению с Россией, но очень любимая. Нам поможет волшебный компас, который укажет верное направление для нашего путешествия!
Воспитатель: Чтобы компас заработал, нужно всем вместе сказать «Стрелка, стрелка подскажи, стрелка, стрелка расскажи».
Дети с воспитателем следуют за стрелочкой,
1. Остановка «Размышляй-ка»
На мольберте висят флаги разных стран.
Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь флагов, похожих на дагестанский флаг. Они имеют такую же расцветку, но их расположение отличается от нашего. Как вы думаете, где наш флаг? (Дети правильно указывают на флаг.) А что означают эти цвета?
1 реб. Три полоски флага - это неспроста:
Зеленая полоска - ислам и чистота,
2 реб. Синяя полоска – это моря цвет
Красота, величие, радости, чудес.
3 реб. Красная полоска — подвиги солдат,
Что свою Отчизну от врагов хранят.
4 реб. Дагестана гордого самый главный знак —
Доблестный трехцветный дагестанский флаг!
Воспитатель: Все справились с заданием, молодцы! Посмотрите, а что это тут лежит? (первая часть пазла). Давайте положим это в нашу коробочку. А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.
Все вместе:
Стрелка, стрелка подскажи
Стрелка, стрелка расскажи.
2. Остановка «Историческая»
Воспитатель: Здесь лежит конверт. Давайте, мы его откроем и посмотрим, что там. А здесь вопросы.
1. Сколько лет исполнилось государственности Республики Дагестан в этом году? (100 лет)
2.Какой самый молодой праздник в Дагестане? (День единства народов Дагестана) Когда его отмечают? (Его отмечают 15 сентября).
3. Столица нашей республики – это (Махачкала). А как наш город назывался раньше? (Порт-Петровск). У местных жителей оно сохранило древнее название Анджи-кала – «мучная крепость».
4. Какой город был первой столицей нашей республики? (Темирхан-Шура, сейчас это город Буйнакск)
5.Когда столицей Дагестана стала Махачкала? (15 декабря 1923 г. Президиум ЦИК ДАССР объявил Махачкалу столицей ДАССР). А как вы думаете, почему перенесли столицу в Махачкалу? (Здесь есть железная дорога и порт, сюда удобно добираться).
Воспитатель: Вы справились с этим заданием, вы настоящие историки.
Достает из конверта вторую часть пазла.
Воспитатель: Как хорошо, что мы взяли и первую часть с собой, давайте положим это в нашу коробочку.А мы отправляемся дальше.
Все вместе:
Стрелка, стрелка подскажи
Стрелка, стрелка расскажи.
3. Остановка «Лесная»
Походят к месту, где расставлены фигурки животных леса.
Воспитатель:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Где-то на полянке спрятаны лесные жители. Отгадаете загадки
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
Воспитатель: Молодцы! Всех отгадали! Кто из зверей здесь собрался?
Дети: Лиса, заяц, медведь, волк, еж.
Воспитатель: Правильно, все эти животные обитают у нас в Дагестане.
Дети замечают припрятанную третью часть пазла.
Воспитатель: Ребята, я чувствую, что компас в руке вибрирует, он зовет нас отправляться дальше в путь!
Все вместе:
Стрелка, стрелка подскажи
Стрелка, стрелка расскажи.
4. Остановка «ЗащитникиРодины».
Воспитатель: Четвертое наше испытание называется защитники Отечества. Дети, а кто же такие защитники Отечества?
Дети: Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия.
Воспитатель: Правильно, ребята! У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России и в Дагестане тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков. — Если в армии есть различные рода войск —такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
— Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время?
Дети: Чтобы отражать нападения.
Воспитатель: Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. Что же делают солдаты в армии в мирное время?
Дети: Солдаты тренируются.
Воспитатель: Чтобы суметь победить врага, какими должны быть солдаты и офицеры?
Дети: Смелыми, сильными, быстрыми, меткими.
Воспитатель: А чтобы такими стать, что нужно делать?
Дети: Тоже тренироваться.
Воспитатель: Когда наши мальчики станут взрослыми, они будут служить в армии, чтобы стать настоящими защитниками Отечества. Они могут тренироваться уже сейчас. Как мальчики могут тренироваться?
Дети: Заниматься зарядкой и физкультурой.
Воспитатель: Задание на этой остановке, показать свою любимую физминутку.
Физкультурная минутка «Защитники»
Ровным строем мы идём -раз, два, три (Марш на месте. Махи руками, согнутыми в локте)
В барабаны звонко бьём - раз, два, три (Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны)
Мы летим, как самолёт -раз, два, три (руки в стороны, раскачивание)
Пересели в вертолёт -раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер)
Поднимает в верх пилот - раз, два, три (медленно поднимаем руки над головой, продолжая изображать пропеллер)
На ракете полетим - раз, два, три (руки вытягиваем над головой, соединяем ладони)
И всех-всех опередим - раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем в верх)
Поплывем на корабле - раз, два, три (руки перед собой под прямым углом, ладони соединены)
Нас качает на волне - раз, два, три (руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону)
Наши пушки метко бьют - раз, два, три (боксирующие движения руками)
Нашей Армии салют! Раз, два три! (Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)
Воспитатель: Молодцы, вы справились с этим заданием. А здесь еще одна часть пазла. Заберем ее тоже с собой.
Все вместе:
Стрелка, стрелка подскажи
Стрелка, стрелка расскажи.
5. Остановка «Знаменитые люди Дагестана»
Воспитатель: Назовите, кто изображен на фотографиях.Соедините фотографии знаменитых людей Республики Дагестан с предметами, которые помогли стать им известными.
Дети выполняют задания и рассказывают, кто чем знаменит.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. А вот и еще одна часть пазла, сможем мы его собрать сейчас? Дети пробуют, не хватает одной части. Тогда мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.
Все вместе:
Стрелка, стрелка подскажи
Стрелка, стрелка расскажи.
6. Остановка «Народные промыслы»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая интересная здесь выставка. Дагестанские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: Своими руками дагестанские люди творили чудеса: делали посуду, глиняные игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Посмотрите на все эти изделия: унцукульские, балхарские, табасаранские, кубачинские. Как они красивы, какой тонкий и неповторимый узор на каждом предмете. Расскажите о них.
1 реб. В Дагестане издавна развита художественная обработка дерева. Особенно славен данным промыслом аул Унцукуль. Мастера украшают деревянные изделия металлической насечкой, затем шлифуют и покрывают лаком. Изделия Унцукульских мастеров известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
Вплетает мастер кружево резное
В черное литое серебро.
2 реб. Ловкость, мастерство и рукоделие женских рук оценивается по качеству и красоте ковров сотканных прекрасными девушками Табасаранского района. Этот район прославился ковроделием не только в Дагестане, но и за рубежом. Даже американский посол постелил себе такие ковры.
«Таки-таки-таки-ток» – это маленький станок. За станком сидит Назлы, вяжет девочка узлы.
«Таки-таки-таки-ток» – весело станок поет. Вяжет девочка узлы – будет коврик у Назлы.
3 реб. Высоко в горах есть известное даже за пределами Дагестана село Балхар. Балхар очень древний аул, издавна славится своими изделиями из глины. Это кувшины, тарелки, игрушки. Согласно легенде, много лет тому назад жил в селении Балхар бедный пастух Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Перед вами прекрасные кувшины, сделанные искусными мастерами из Балхара.
Балхарские девушки лепят кувшины, Украсив узором затейливым им. И желтая глина и белая глина Мелькают в проворных руках золотых.
4 реб. Прославило народное искусство Дагестана во всем мире и небольшое село Кубачи, оно является уникальным центром культуры. Здесь зародился
знаменитый промысел ювелирной обработки металлов. Кубачинские мастера научились превращать золото и серебро в изысканные предметы, необычайной работы с причудливым узором. Кинжалы, сабли, женские украшения, предметы сервировки стола, письменные приборы и другие изделия.
Узнаешь ты по голосу певца, А по узору – златокузнеца.
Воспитатель: Молодцы, ребята!По-моему, наше путешествие закончилось. Посмотрите, можно собрать наш пазл?
Дети собирают пазл.
Воспитатель: Что же там было спрятано?
Дети: Герб Республики Дагестан.
Воспитатель: Правильно. Герб Дагестана — это государственный символ Дагестана. Герб, также как и флаг — главный символ каждой страны и республики. Герб Дагестана величественный и красивый. Посмотрите, на белом поле мы видим золотого орла с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел — царь, повелитель всех птиц. У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера Дагестанцев — национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии «Ассаламу Алейкум». Солнце в гербе республики олицетворяет жизнь, источник жизни, жизненную силу, свет, богатство, плодородие, изобилие. В целом солнце выражает идею жизнеутверждения и процветания Дагестана. Золотой цвет в гербе подчеркивает власть, государственность.