Результаты наблюдений за детьми показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи — застегивать — расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах. Поэтому я решила углубленно работать в этом направлении. Материалом для работы выбрала пластилин, и вот почему.
Волшебный мир пластилина знаком нам с детства. Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе. Этот пластичный материал предоставляет прекрасную возможность для развития творчества и фантазии, тонкой моторики пальцев рук, а также усвоения ребенком практических навыков изготовления поделок. Пластилин мягок, пластичен, имеет много цветов и оттенков, его можно многократно использовать.
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Программа «Волшебный пластилин» соответствует принципу развивающего образования и разработана на основе:
Программа «Волшебный пластилин» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы. Интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Направленность кружковой работы и программы – художественно-эстетическое развитие детей.
1. Заинтересовать детей лепкой из жгутов и жгутиков и созданием пластилиновых картин
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников.
7.сознательности.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Месяц | Неделя | Вид деятельности | Название занятия | Общее количество учебных часов |
сентябрь | 1 | Продуктивная Познавательно-исследовательская | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | 1 |
2 | Продуктивная | «Цветы» | 1 |
3 | Продуктивная | «Осеннее дерево» | 1 |
4 | Продуктивная | «Вылепи игрушку» | 1 |
октябрь | 1 | Продуктивная | «Вылепи игрушку» | 1 |
2 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Осенний лист» | 1 |
3 | Продуктивная | «Хмурые тучки» | 1 |
4 | Продуктивная | «Корзина с ягодами» | 1 |
ноябрь | 1 | Продуктивная Познавательно-исследовательская | «Грибы – грибочки выросли в лесочке» | 1 |
2 | Познавательная Продуктивная | «Медведь» | 1 |
3 | Продуктивная Познавательная | «Дикие животные» | 1 |
4 | Познавательная Продуктивная | «Птицы» | 1 |
декабрь | 1 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Снежинка» | 1 |
2 | Познавательная Продуктивная | «Новогодние шары» | 1 |
3 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Елка» | 1 |
4 | Познавательная Продуктивная | «Зима в лесу» | 1 |
январь | 2 | Продуктивная | «Снеговик» | 1 |
3 | Познавательная Продуктивная | «Рыбка» | 1 |
4 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Живые яблочки на веточках» | 1 |
5 | Продуктивная | «Клубочки для котенка» | 1 |
февраль | 1 | Познавательная Продуктивная | «Три поросенка» | 1 |
2 | Продуктивная | «Цыпленок» | 1 |
3 | Продуктивная | «Самолет летит» | 1 |
4 | Продуктивная | «Рыбка в аквариуме». | 1 |
март | 1 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Цветы для мамы» | 1 |
2 | Познавательная Продуктивная | «Фиалки» | 1 |
3 | Продуктивная Познавательная | «Уточка с утятами» | 1 |
4 | Продуктивная | «Укрась посуду» | 1 |
апрель | 1 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Подснежники» | 1 |
2 | Продуктивная | «Машины» | 1 |
3 | Продуктивная Познавательная | «Слон» | 1 |
4 | Продуктивная | «Жираф» | 1 |
май | 1 | Продуктивная Познавательная | «Божьи коровки на ромашке» | 1 |
2 | Восприятие художественного слова и творчества Продуктивная | «Цветы в траве» | 1 |
3 | Продуктивная Познавательная | «Одуванчики» | 1 |
4 | Продуктивная Познавательная | «Бабочка» | 1 |
Итого часов | 36 |
Месяц | Неделя | Название занятия | Задачи занятия |
сентябрь | 1 | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | Развивать мелкую моторику рук. Ознакомить детей с техникой пластилинографии. Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Цветы» | Развивать мелкую моторику рук. Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: отщипывание, раскатывание, прикладывание, прижимание. Воспитывать самостоятельность. |
3 | «Осеннее дерево» | Развивать мелкую моторику рук. Вспомнить с детьми осенние приметы. Продолжать учить их создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
4 | «Вылепи игрушку» | Развивать мелкую моторику рук. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использование: отщипывание, раскатывание прикладывать к трафарету, прижимать. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
октябрь | 1 | «Вылепи игрушку» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Осенний лист» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей и родителей приему «вливание одного цвета в другой». Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
3 | «Хмурые тучки» | Развивать у детей образное восприятие. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Раскатывание шариков двумя пальцами. Выкладывание жгутов в форме овалов. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Корзина с ягодами» | Формировать у детей обобщенное понятие о ягодах. Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
ноябрь | 1 | «Грибы – грибочки выросли в лесочке» | Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Медведь» | Развивать цветовосприятие. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
3 | «Дикие животные» | Развивать цветовосприятие; мелкую моторику. Дать детям представление об образе жизни бурых медведей. Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость). Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Птицы» | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
декабрь | 1 | «Снежинка» | Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно – творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Новогодние шары» | Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 | «Елка» | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации); закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу элементами бросового материала (блестки); использование данного вида работы, как источника, доставляющего радость не только ребенку, но и окружающим его людям. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Зима в лесу» | Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Ознакомить детей с понятием «пейзаж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Воспитывать интерес к природе в разное время года. |
январь | 2 | «Снеговик» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца. |
3 | «Рыбка» | Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Формировать у детей обобщенное представление о рыбах. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Воспитывать аккуратность, самостоятельность |
4 | «Живые яблочки на веточках» | Развивать цветовосприятие. Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания. Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика. Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Воспитывать самостоятельность. |
5 | «Клубочки для котенка» | Развивать мелкую моторику рук. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей сворачиванию длинной колбаски по спирали. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
февраль | 1 | «Три поросенка» | Развивать моторику пальцев рук. Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
2 | «Цыпленок» | Развивать мелкую моторику рук. Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина; учить детей и родителей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками – иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Рыбка в аквариуме». | Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи, учить работать с силуэтами (рыбок), убирать лишний пластилин стекой, не заходить за контурную линию. Закрепить знания о строение тела рыбы. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому. |
март | 1 | «Цветы для мамы» | Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные. Формировать композиционные навыки. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
2 | «Фиалки» | Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 | «Уточка с утятами» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней. Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Укрась посуду» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой. |
апрель | 1 | «Подснежники» | Развивать мелкую моторику рук; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники); осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, примазывания; испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Машины» | Развивать мелкую моторику; чувство формы и композиции. Продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи. Воспитывать желание доводить начатое до конца. |
3 | «Слон» | Развивать формовосприятие, мелкую моторику рук. Расширять познания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании поверхностей в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность. |
4 | «Жираф» | Развивать мелкую моторику рук. Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме. Воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное. |
май | 1 | «Божьи коровки на ромашке» | Формировать интерес к окружающему миру. Реалистические представления о природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомого. Воспитывать самостоятельность. |
2 | «Цветы в траве» | Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова; обучать детей и родителей к приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать. Воспитывать самостоятельность. |
3 | «Одуванчики» | Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе. Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы. |
4 | «Бабочка» | Развивать мелкую моторику рук; способствовать расширению знаний о многообразии мира насекомых. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; продолжать знакомить детей и взрослых со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция; укреплять познавательный интерес к природе. Воспитывать самостоятельность. |
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 минут. Занятия проводятся в групповой комнате. Работа программы рассчитана на один учебный год.
Материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся работ. Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые работы представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.