Просмотр содержимого документа
«Кружок,Ловкие пальчики"»
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи).
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогике ,мы сделали вывод: кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Актуальность: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи: - формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей;
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Методы: - Разучивание потешек; - Использование атрибутов к пальчиковым играм; - Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы клубного часа. Численность детей в кружке – 30 человек, делятся на 2 подгруппы, для лучшего усвоения программы. Общее количество занятий в год 56, время занятий 10 – 15 минут. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2- 3 лет и рассчитана на один год обучения.
Материальное обеспечение: дидактические, подвижные игры, картины и иллюстрации, фланелеграф, картотека пальчиковых игр, необходимые материалы и инструменты
Методическое обеспечение:
1. Железнова Е. Пальчиковые игры / Е. Железнова - М. : Феникс, 52 с.
2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить; М., «Советская Россия», 1973. (интернет-ресурсhttp://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-1.shtml)
3. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.
4. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова - М. : Рипол Классик, 2010. - 45 с.
5. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.
6.Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
7. Электронные ресурсы
Ожидаемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- совершенствование разными видами ручной умелости;