kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Круглый стол с родителями «Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественное творчество — "это волшебница, сведущая в целебных чарах", она "избавляет от ужаса существования" и "нелепости бытия".

Ф. Ницше (1844—1900)

Художественное творчество (др. -русск. худогъ — "сведущий, опытный"; заимств. из готск. handags — "ловкий" от handus — "рука"; handugs — "мудрый") — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов "очеловеченного мира", в которых отражается высшая, духовная реальность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол с родителями «Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»»

Круглый стол с родителями «Художественное творчество как одно из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Художественное творчество — "это волшебница, сведущая в целебных чарах", она "избавляет от ужаса существования" и "нелепости бытия".

Ф. Ницше (1844—1900)

Художественное творчество (др. -русск. худогъ — "сведущий, опытный"; заимств. из готск. handags — "ловкий" от handus — "рука"; handugs — "мудрый") — часть культуры, деятельность человека (мыслительная и материальная) по созданию художественных образов "очеловеченного мира", в которых отражается высшая, духовная реальность.

Блестящая формулировка этого понятия приведена В. И. Далем:

"Изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе".

Художественное творчество - выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной формеХудожественное творчество - составная часть системы эстетического и художественного воспитаниясредство развития личности. В творческом процессе ребенок одновременно сам открывает, изобретает технику работы, стиль исполнения и т. д. Следует различать массовое художественное творчество, т. е. приобщение к художественной деятельности всех детей независимо от таланта, и творчество одаренных детей. В теории и практике художественного воспитания не следует противопоставлять одаренного ребенка обычному, тем более, что общие закономерности художественного творчества, лучше прослеживаются на "обыкновенных детях", а не на "вундеркиндах" (Л. С. Выготский). Продукты Художественное творчество целостно раскрывают личность ребенка и его отношение к окружающему, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям чувств, ума, воли, физических возможностей, нравственных представлений ребенка и его роли в системе общественных отношений. С научно-педагогической точки зрения. Художественное творчество - незаменимый документально достоверный показатель общего психологического и педагогического развития ребенка, представляющий большую исследовательскую ценность. Истоки художественного творчества прослеживаются уже на 2-м году жизни ребенка. Художественное творчество - сложное образование, оно восходит к формированию у ребенка высших, собственно человеческих функций и тесно связано с общим развитием личности. В наибольшей мере изучено и документировано изобразительное творчество детей : рисование, лепка, декоративно-прикладные изделия и художественное конструирование (дизайн). По признанию специалистов, в этом виде художественной деятельности наглядно раскрывается проблематика всего художественного творчества детей в целом.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, оригами) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Изобразительная деятельность. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль. Не случайно педагоги отмечают, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеют техникой рисунка, легче выучиваются писать.

Больше всего подготовке руки способствуют занятия, где дети создают изображение не по частям, как в возрасте 4 – 5 лет, а из целого куска (в лепке, одной линией контура (в рисовании, аппликации). В лепке примерами таких занятий могут быть «Птицы» - по мотивам дымковских игрушек (из целого куска глины, пластилина, лепка фигуры человека, животных в движении (из целого куска). В аппликации это все занятия, на которых дети вырезают симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, или вырезают на глаз.

Роль рисования в развитии мелкой моторики

Рисование играет особую роль в развитии мелкой моторики. Рисование различными инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, восковыми мелками, фломастерами) с разным нажимом на инструмент для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета, способствует развитию ручнойразвивает зрительный контроль движений руки, мышление, восприятие, воображение.

По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.

Работа с красками, особенно включая пальчиковые манипуляции хорошо развивает мелкую моторику и память, что способствует развитию речи.

Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Работая кончиками пальцев (рисование пальчиками, скатывание шариков из бумаги и пластилина, выкладывание мозаики из яичной скорлупы, гальки, круп) дети получают хороший рефлекторный массаж.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью)Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. Учёными доказано, что для всестороннего развития ребё нка-дошкольника данный вид деятельности имеет большое значение, способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Благодаря ей развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Особенностью изобразительной деятельности является то, что для её осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность указывали и художники, и психологи - исследователи детского рисунка. Ещё Микеланджело говорил«Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает».

В процессе создания изображения рука ребёнка должна действовать в зависимости от применяемой техники и используемого орудия (карандаша, мелка, ватной палочки и др., которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завиткиразличные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии и другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительных задач: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

Вырезывание ножницами. Необходимо уделять особое внимание усвоению основных приемов вырезания – навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму, а ее половину.

Действия рук с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев. Дети держат листок по линии сгиба, вырезают контур половины, а затем, развернув листок, получают изображение целого предмета. Задача вырезать лишь половину предмета требует особого пристального контроля за действиями руки, и выполнение такой работы способствует хорошему развитию зрительно-двигательной координации. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов – полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

По мере того, как ребенок овладевает рисованием, лепкой, аппликацией, рука его становится более умелой, движения – более уверенными, свободными, легкими. Ребенок приобретает умение быстро и легко остановить движение рисующей, режущей бумагу или ткань руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении (что также нужно и при письме).

Работа с бумагой.

Плетение из бумажных полос. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук

Оригами – древнее искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.

Оригами –искусство создания разного рода фигур из бумаги. В настоящее время приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук и ручной умелости оказывают различные приемы, применяемые в работе с бумагой: сгибание, складывание бумаги, «гармошка», скатывание, смятие, торцевание, растягивание. Работа с разными видами бумаги (писчая, акварельная, газетная, оберточная, салфетки, гофрированная, наждачная) способствуют развитию тактильных ощущений.

Большим коррекционно - развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в детском саду виды детской продуктивности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, пластилинография - когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Роль аппликация в развитии мелкой моторики рук

Первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно – двигательного восприятия. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, развивать навыки ручной умелости.

Роль лепки в развитии мелкой моторики рук

Во время работы с пластилином у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки ребёнок использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из пластилина дает тот же эффект, что и массаж рук.

Роль оригами в развитии мелкой моторики рук

Оригами – искусство складывания из бумаги («ори» – складывать, «гамии» – бумага) – является одним из вариантов развивающих мелкую моторику. Оригами позволяет ребёнку всё «прочувствовать» и «прощупать» пальчиками.

Таким образом, развивая моторику рук, с помощью элементов художественного творчества можно значительно улучшить речевое развитие детей дошкольного возраста, что способствует в будущем успешную подготовку к школе. Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Изучение закономерностей сенсомоторного развития ребенка позволило С. М. Вайнерману и С. М. Большову обозначить приоритетные линии их оптимизации в художественно-изобразительной деятельности.

Занятия разными видами художественного творчества активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Субботина Александра Михайловна

Дата: 19.01.2024

Номер свидетельства: 644258


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства