Просмотр содержимого документа
«Консультация «Ознакомление детей с художественной литературой посредством технологии Сторисек «Мешок историй»»»
Консультация «Ознакомление детей с художественной литературой посредством технологии «Мешок историй»»
реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.
Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.
Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. На одной из остановимся подробнее, это Технология «Сторисек».
Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, «Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная
иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
ИДЕЯ «Сторисека» заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).
По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».
Основнаяцель«Сторисека» – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.
Задачи «Сторисека»:
позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;
формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;
формирование чувства уверенности ребенка в себе.
Каждыймешокисторийсоздают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.
Формыработысо«Сторисеком» разнообразны, его можно провести:
ООД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;
кружковой работы,
культурных практик;
культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.
Подготовку к «Сторисеку» можно разбить на несколько этапов:
этап–подготовительный, который включает в себя:
Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ.
Подготовка мешка для комплекта материалов;
Подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:
игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев).
научно-популярнаялитературана тему, близкую к художественному произведению; (НП литература вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке).
- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).
DVD-дисксмультфильмом/сказкой по произведению.
дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас.
Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.
В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге
«Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.
Красочно оформляется опись готового «Сторисека».
этап–Продвижение. На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.
этап–Основной(примерное содержание, которого выглядит так):
Работа с художественным произведением.
Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.
Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.
При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
Просмотр мультфильма.
Слушание аудиозаписи.
Работа с научно-популярной книгой.
Познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться в книге и т.д.)
Выписать понравившиеся детям факты, красиво оформить их и раздать родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
Работа с аудиокнигой.
Организовать коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
Завершающий этап.
Передать «Сторисек» на дом.
Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»
Обогащать содержания игровой деятельности, продуктивной деятельности: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.
Сегодня познакомимся с проведением технологии «Сторисек» по книге К. Чуковского «Айболит».
Участники – дети, родители и педагог.
Компоненты мешка:
Художественная книга.
Мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги;
Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.