kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Ознакомление детей с художественной литературой посредством технологии Сторисек «Мешок историй»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная консультация поможет родителм и педагогам в изучении технологии сторисек

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Ознакомление детей с художественной литературой посредством технологии Сторисек «Мешок историй»»»


Консультация «Ознакомление детей с художественной литературой посредством технологии «Мешок историй»»




реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.


Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Художественная литература в поэтических образах открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она делает эмоции более насыщенными, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы литературного языка.


Ребенок дошкольник еще не умеет сам правильно воспринимать литературные произведения, элементы художественной выразительности, данное умение надо развивать и воспитывать. К тому же многие исследования доказывают, что уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерным играм.


Ни для кого не секрет, что существуют и новые технологии, которые позволяют дошкольнику знакомиться с книжной культурой, литературой. На одной из остановимся подробнее, это Технология «Сторисек».


Сторисек – в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, «Сторисек» – это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная

иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.

ИДЕЯ «Сторисека» заключается в получения удовольствия от совместного громкого чтения ребёнка и родителей или воспитателей. Взрослые «разыгрывают» истории из детских книжек, оживляют их с помощью сопроводительного материала (игрушек, аудиозаписи и др.).

По мнению Нейла Гриффитса, обучая ребёнка читать, взрослые должны сами много читать ему вслух. Чем больше ребёнок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Нейл Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребёнку стать читателем?», а только потом «Как научить ребенка читать?».


Основная цель «Сторисека» – получение удовольствия от общения с книгой и от совместного чтения.

Задачи «Сторисека»:
  • позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;

  • формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;

  • формирование чувства уверенности ребенка в себе.


Каждый мешок историй создают все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Родителям предлагается принять участие в пошиве мешка, в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Педагоги занимаются подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации, аудио и видео ресурсов. Дети предлагают свои варианты наполняемости мешка разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн -проекте по его оформлению.

Формы работы со «Сторисеком» разнообразны, его можно провести:

  • ООД (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором, по ознакомлению с биографией писателей, с историей возникновения бумаги, книги, письменности, по развитию речи;

  • кружковой работы,

  • культурных практик;

  • культурно-досуговой деятельности совместно с родителями, а именно экскурсии в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «больницы для книг», проведение недели детской книги, игровая деятельность и т.д.

Подготовку к «Сторисеку» можно разбить на несколько этапов:

  1. этап подготовительный, который включает в себя:

  1. Определение произведения детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек»; согласно программе, по которой работает ДОУ.

  2. Подготовка мешка для комплекта материалов;

  3. Подбираются основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:

  • игрушки (мягкие, от «киндер-сюрприза», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и т.д.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения; (эти реквизиты помогают оживить художественную книгу, развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев).

  • научно-популярная литература на тему, близкую к художественному произведению; (НП литература вложена с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке).

- аудиокнига по выбранному произведению; (позволяют детям прослушать книгу несколько раз, многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания).

  • DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению.

  • дидактические и словесные игры являются великолепными средствами выражения мысли, занимательны и увлекательны, развивают новые навыки, расширяют словарный запас.

  1. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, формирование навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков и самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Айболит» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам книги.

В итоге в каждом «Сторисеке» должно содержаться не менее трех разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.

  1. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге

«Сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематики книги.

  1. Красочно оформляется опись готового «Сторисека».

  1. этап Продвижение. На этом этапе подготавливаются объявления мероприятий по «Сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, используется электронная рассылка и т.д.

  2. этап Основной (примерное содержание, которого выглядит так):

  1. Работа с художественным произведением.
  • Работа с книгой предполагает громкое чтение в группе детей.

  • Организация беседы до, вовремя и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будут держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? И другие вопросы.

  • При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.

  • Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки и сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.

  • Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать. Попросите их подавать вам нужные реквизиты во время чтения.

  • Просмотр мультфильма.

  • Слушание аудиозаписи.

  1. Работа с научно-популярной книгой.
  • Познакомить с книгами, (обложка, содержание, иллюстрации, как нужно ориентироваться в книге и т.д.)

  • Выписать понравившиеся детям факты, красиво оформить их и раздать родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.

  1. Работа с аудиокнигой.
  • Организовать коллективное прослушивание с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.

  1. Завершающий этап.
  • Передать «Сторисек» на дом.

  • Собрать письменные отзывы родителей о новой форме работы «Сторисек»

  • Обогащать содержания игровой деятельности, продуктивной деятельности: (рисование, аппликация, лепка), речевой деятельности.

Сегодня познакомимся с проведением технологии «Сторисек» по книге К. Чуковского «Айболит».

Участники – дети, родители и педагог.

Компоненты мешка:
  • Художественная книга.

  • Мягкие игрушки и атрибуты для игры по сюжету книги;

  • Аудиозапись сказки «Айболит».

  • Д/и «Четвертый лишний?»

  • Д/и «Узнай животное по силуэту».

  • Упражнение «Посчитай животных».

  • Д/и «Дорисуй».

  • «Закончи картинку».

С детьми проводилось:
  • Интегрированное ООД «Вылечим животных».

  • Эмоциональное чтение книги, заучивание наизусть отрывков.

  • Аппликация и лепка «Театр».

  • Игровая ситуация «Добрый доктор Айболит».

  • Инсценировки по произведению.

  • Нравственно-этические беседы и беседы о доброте.

  • Декоративное рисование «Разрисуй животных».

Таким образом, произошло приобщение, повышение интереса детей и родителей к книге, активизация поисковой, творческой деятельности детей.

Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.


Источник

1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Воронина Валентина Викторовна

Дата: 22.01.2024

Номер свидетельства: 644445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства