kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей «Технология Виммельбух» - современный подход к организации речевого развития дошкольников ТНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

      «Виммельбух» - это книга для рассмотрения, с большим количеством сюжетных картинок, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников. В переводе с немецкого, означает «мельтешащая книга».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Технология Виммельбух» - современный подход к организации речевого развития дошкольников ТНР»»

«Технология Виммельбух» - современный подход к организации речевого развития дошкольников ТНР»

Подготовила воспитатель:

Радченко В.Л.


Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу. Возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».

«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, с большим количеством сюжетных картинок, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников. В переводе с немецкого, означает «мельтешащая книга».

На страницах такой книги нарисовано много героев, каждый из которых занят своим делом, за жизнью которого можно проследить. При рассматривании такой картины невозможно выделить главный объект и его действия, так как каждый элемент картины несет свою смысловую нагрузку. Картину можно анализировать частями, рассматривая, каждый персонаж отдельно. Это даёт возможность ребёнку каждый раз по - новому воспринимать сюжет и придумывать новую историю. Используя, такую книгу можно знакомить детей с разнообразием животного мира, особенностями жизни в городе и деревне, с новыми словами, понятиями, взаимосвязями.

Особую ценность виммельбухи приобретают в социализации детей с ТНР. Совместное рассматривание иллюстраций, обсуждение сюжетов в кругу, распределение ролей в диалогах — всё это формирует навыки коммуникации. Даже те, кто раньше избегал контактов, начинают взаимодействовать: помогают друг другу искать персонажей, задают вопросы, делятся идеями. Дети с ТНР часто испытывают трудности с концентрацией, запоминанием зрительной информации и пониманием логики событий. Виммельбух помогает решать эти проблемы:

Что развивают виммельбухи?

Внимание: Ребёнок ищет персонажей или предметы на насыщенных иллюстрациях (например, «Найди кота»), что учит концентрироваться и не отвлекаться.

Память: Повторяющиеся герои и места в книге помогают запоминать образы и находить связи между ними.

Логику: Ребёнок сам придумывает истории по картинкам («Мальчик упал → плачет»), учась видеть причины и следствия.

Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями. Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.

Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.

Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, можно разработать собственные версии виммельбуха, собирая сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.

Также можно использовать ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы, объединить решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.

Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.

Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, предложено например найти -все рычащие слова, или в каких словах можно услышать шипение? Найди его! С чего начинается буква" А"?

Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка.

Рекомендации по организации технологии Виммельбух

  • Виммельбухи можно использовать в работе с детьми уже с 1,5 лет. Один разворот можно рассматривать на протяжении недели и составлять по нему истории целую неделю, изучать новые предметы, слова. Потом переходить к новым картинкам и снова придумывать новые истории и расширять словарный запас.

  • К 4 годам можно увеличивать объём рассказа, искать на картинке более мелкие детали, считать предметы или, например, находить слова, начинающие с определённой буквы или в которых есть звук «р».

  • К 5-7 годам ребёнок научится сам составлять рассказы. Для расширения словарного запаса в этом возрасте необходимо подсказывать ребёнку слова-синонимы, задавать вопросы «зачем?», «почему так произошло?», «а что было бы, если?». Также можно, рассмотрев картинку, найти похожие предметы в окружении, комнате, детском саду. Можно попросить ребёнка найти какой-то предмет, запомнить что нарисовано в правом нижнем углу, к примеру, а потом закрыв эту часть страницы, вспомнить и назвать нарисованные предметы.

Развороты виммельбухов содержат множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка. Тематика картинок в виммельбухах очень разнообразна, поэтому каждый ребёнок сможет найти для себя что-то интересное. А знакомясь с новыми картинками - у ребёнка прекрасно развивается словарный запас и фантазия. В Виммельбухах хорошо прорисованы даже мелкие детали, в том, числе и лица персонажей. Вопросы, направленные на чувства, эмоции персонажей, помогут решить не только развивающие задачи социально-личностного характера, но и определить психологическое состояние ребенка в данный момент.

Работа с книгой - Виммельбухом может проводиться в разных формах и объединять разное количество участников. Перед началом работы важно учитывать возрастные и психологические особенности развития ребенка.

Дидактические игры по картинкам Виммельбух

«Найди домашние животные» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: продолжить детей знакомить с домашними животными и их детенышами.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть детям картину, и определить где находятся домашние животные и их детеныши.

Игра «Узнай зверя по описанию» (возраст 3 – 5 лет)

Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

Ход: - Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)

- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)

Игра « Тепло или холодно» (возраст 3 – 4 года)

Цель: расширить представление о летних изменениях в природе: солнце, гроза, пасмурно.

Ход: Детям предлагаем посмотреть на картину и определить какая погода изображена. Почему холодно? Почему жарко?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Радченко Виктория Леонидовна

Дата: 16.12.2025

Номер свидетельства: 679172


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства