Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Сказка как средство формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«Сказка как средство формирования
у детей дошкольного возраста
навыков безопасного поведения в социуме»
Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые сочетаясь с повышенным любопытством, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Эффективным способом обучения дошкольников навыкам безопасного поведения в социуме является сказка.
Сказки – это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их – жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев – те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, мы научим детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир – разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни. Слушая сказку, узнаешь все правила безопасного поведения. И уже точно не откроешь дверь своего дома, как это сделали семеро козлят. А если будешь пить воду из открытых водоемов, то в лучшем случае «козленочком станешь», а то и в больницу угодишь с кишечной инфекцией. Именно из сказки узнаешь, что нельзя быть слишком доверчивым к чужим людям, а то попадешь в беду.
Сказки – верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка – ложь, но что-то в ней есть… И если мы будем не просто читать ребенку на ночь сказочную историю, а и обсуждать прочитанное, то возможно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности. Ну, как еще доходчивее можно объяснить детям, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот.
Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и сказка «Три поросенка» и «Волк и семеро козлят», и «Красная Шапочка», «Колобок». У А.Усачева в книге «Маленькая собачка Соня» есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» – это просто учебник по ОБЖ. Только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон.
На занятиях после прочтения сказки, обязательно ее нужно проанализировать с детьми. Обсуждение необходимо начать с ответов на вопрос: «О чем эта сказка?» Далее вспомнить, что в сказках всегда зашифровано много важной информации. На примере героев, сказка нас хочет научить чему-то важному, и мы должны догадаться – чему именно.
Важно – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
Детям на занятиях можно предложить следующие вопросы:
1. В каких сказках герои нарушали правила личной безопасности дома?
2. Кто из героев соблюдал правила безопасности, и тем самым выручил других из беды?
3. Назовите сказочные указатели движения, которые помогали героям идти к намеченной цели.
4. Кто из героев сказок не соблюдал правила личной безопасности на улице, и к чему это привело?
5. Назовите сказочные транспортные средства и придумайте правила безопасного использования их.
6. Придумай для младшего друга поучительную сказку, в которой герои расскажут о правилах безопасного поведения.
Примеры используемых сказок:
- «Заюшкина избушка», «Семеро козлят» - эти сказки говорят – «Не пускай в дом чужих!».
- «Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!» – это правило дети усваивают при анализе сказок «Снежная королева», «Золотой ключик или приключения Буратино».
- «Не принимай угощение от чужих!» – учат «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и «Кот, лиса и петух».
В сказках «Гуси лебеди», «Маша и медведь» – дети учатся видеть опасности, которые подстерегают ребенка оставшегося без присмотра взрослых.
Много других сказок с увлекательными сюжетами, на примере героев попадающих в сложные ситуации помогут ребенку стать осторожнее.
Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Так сказочный урок приходит в реальную жизнь и направляет ребенка по пути к осознанию происходящих с ним событий.