Консультация для воспитателей "Офтальмологические требования при организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения в детском саду"
Консультация для воспитателей "Офтальмологические требования при организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения в детском саду"
Консультация для воспитателей отражает требования при организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Офтальмологические требования при организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения в детском саду"»
Консультация для воспитателей
«Офтальмологические требования при организации образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения
в детском саду»
Ребёнок с функциональными расстройствами зрения (с амблиопией и косоглазием) нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.
При организации различных видов детской деятельности для детей с нарушением зрения, учитываются офтальмологические требования. Важно не только улучшить состояние зрения, но и закрепить полученные результаты. Организуя образовательную деятельность детей, необходимо:
- включать зрительные гимнастики;
- соблюдать режим зрительных нагрузок;
- учитывать правильную посадку детей за столы во время занятий;
- использование специальной наглядности.
Зрительная гимнастика.
Обязательным компонентом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющих нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Обязательно следует предусмотреть физминутку со зрительной и пальчиковой гимнастикой.
При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы.
Значение гимнастики для глаз:
- улучшает кровоснабжение тканей глаза;
- повышает эластичность и тонус мышц и глазодвигательных нервов;
- укрепление мышц век;
- снимает переутомление зрительного аппарата;
- развивает способность к концентрации взгляда на ближайших объектах;
- повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства;
Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов.
Зрительные нагрузки.
Успешность обучения детей, имеющих нарушения зрения, достигается дозированным использованием зрительных нагрузок. Зрительные нагрузки предполагают:
- чередование работы глаз с их отдыхом;
- ограничение непрерывной зрительной нагрузки;
- создание комфортных для зрения внешних условий рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира;
- подбор объектов восприятия по размеру, цветности, сложности форм, их количества, по характеру зашумлённости фона.
Зрительные нагрузки при подготовке к занятиям подбираются так, чтобы они соответствовали не только лечебно-офтальмологическим требованиям, но и педагогическим – использование разнообразных приёмов профилактики и снятия зрительного утомления. Их можно разделить на группы:
1. Приёмы, которые возможно использовать многократно в процессе непрерывной зрительной работы: расслабление мышц (пальминг, частое моргание, зажмуривание, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз и т.д.). Эти приёмы используются в процессе рисования, длительного наблюдения, просмотра телепередач.
2. Комплексы упражнений для глаз, с помощью которых укрепляются их мышцы, улучшается аккомодация, циркуляция крови.
Продолжительность зрительных нагрузок не более 5-7 минут без перерыва.
Требования к наглядности во время образовательной деятельности детей.
Наиболее важным условием коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения зрения, является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.
Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий при формировании у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия при изучении предмета или объекта. Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях (например, на специальных коррекционных занятиях по обучению детей приемам осязательного обследования, при обучении счету, составлению арифметических задач и так далее).
При выборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования:
- предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного
обследования;
- предметы должны быть легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями;
- предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом,
основными деталями.
- игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.
При подборе или изготовлении изобразительного наглядного материала следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.
Дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветном исполнении, чем черно-белые, силуэтные, контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизируют зрительные функции. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.
При изготовлениидемонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:
- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;
- наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать возрастным интересам;
- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;
- точно передавать строение предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение;
- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.
- для фронтальной работы размер крупный (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной работы - от 1 до 5 см;
- размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;
- постоянное использование указки для уточнения;
- ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;
- педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям.
В результате коррекционного обучения и лечения у детей с функциональными расстройствами зрения, как правило, отмечаются положительные результаты в освоении материала. Наглядный материал следует усложнять: переходить от цветного изображения к черно-белому (теневые, контурные, зашумленные изображения).
Посадка детей за столы в период окклюзионного лечения.
Одним из разделов коррекционной работы с детьми с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия. Начинать эту работу следует с правильной посадки детей за столы во время образовательной деятельности:
1. При светобоязни нужно посадить ребёнка так, чтобы не было прямого
раздражающего попадания света в глаза.
2. Дети с низкой остротой зрениязанимают места впереди.
3. При сходящемся косоглазии ребёнку следует найти место в центре.
4. При разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребёнка садят хорошо видящим глазом к центру или к педагогу).
5. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям с низкой остротой зрения предлагают подойти поближе для рассматривания объекта, не торопиться при рассматривании изображений.
6. Посадку детей за столы следует производить с учётом попеременной окклюзии (если у ребёнка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону - слева).
7. Для детей с низкой остротой зрения необходима дополнительная освещённость рабочего места, но располагать лампы нужно так, чтобы не было слепящего эффекта для глаз).
8. При расходящемся косоглазии, гиперметропии ребёнка необходимо сажать на дальний план, при миопии (близорукости) - на передний.
Таким образом:
1. Использование стимульного материала в зависимости от зрительной патологии ребенка. 2. Учет зрительной нагрузки, включение в занятие гимнастики для глаз. 3. Переключение со зрительного восприятия на тактильное и слуховое восприятие. 4. Размещение детей на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога. 5. Индивидуализация подхода к обучению детей с нарушением зрения. Это необходимые условия для успешной, эффективной, правильной организации образовательной деятельности детей с функциональными расстройствами зрения.