kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для воспитателей "Игровые приемы развития памяти у детей с общим недоразвитием речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием создаются в игре.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Игровые приемы развития памяти у детей с общим недоразвитием речи"»















Консультация учителя – логопеда

для воспитателей

«Игровые приемы развития памяти

у детей с общим недоразвитием речи»





Подготовила учитель – логопед

Моргунова И.М.

Игровые приемы развития памяти у детей с ОНР

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности, но это доминирование непроизвольной памяти: ребенок запоминает лучше всего яркое, необычное, интересное. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов, зависит от детальности восприятия группировки предметов. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает их гораздо хуже, чем в том случае, если их разложить по группам: отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

В 4-5-летнем возрасте в памяти дошкольника происходит важнейшее изменение - она приобретает элементы произвольности. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания. Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов. Сначала ребенок выделяет только саму задачу - запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли.

Сравнению запоминания предметного (образного) и словесного материала у дошкольников посвящено исследование Н.А. Корниенко. Детям предлагалось запомнить и затем воспроизвести: в одних случаях - ряд предметов (игрушек), легко разделяемых на смысловые группы, в других - такое же количество слов, имеющих конкретное значение, в третьих - название незнакомых деревьев и кустарников. Результаты исследования показали следующее:

- во всех возрастных группах наибольшие показатели были получены в опытах с запоминанием предметов;

- второе место заняло запоминание слов конкретного значения;

- запоминание незнакомых названий было наименее продуктивным;

- разница между всеми случаями запоминания с возрастом уменьшалась;

- различия между продуктивностью запоминания разного рода материала в опытах с воспроизведением оказались резко выраженными по сравнению с опытами с узнаванием и вместе с тем существенно сближались между собой.

В 5-6-летнем возрасте появляются первые попытки использования некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в простых формах переработку материала. В опытах З.М. Истоминой по ходу упражнений дети использовали в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций.

Исследование развития образной памяти у 5-6-летних дошкольников с ОНР III уровня выявило возможности целенаправленного управления их мнемической деятельностью с помощью специальных приемов запоминания. В качестве них был избран метод ассоциаций, в том числе последовательных. Такую работу целесообразно совмещать с этапом автоматизации звуков в словах, предложениях, свободной речи, что позволяет одновременно решать несколько поставленных задач и повышает эффективность логопедической коррекции. Обучение приемам запоминания и автоматизация звуков должны проводиться в игровой форме. Для занятий можно использовать тестовые методики разных авторов, а также игры, предложенные И. Матюгиным, Е. Чакаберия, Е. Жемаевой, И. Рыбниковой.



Дидактические игры, используемые для автоматизации звуков и обучения приемам запоминания.

Слова ходят парами

Учитель – логопед предлагает послушать пары слов и объяснить, почему они связаны друг с другом, «дружат», «ходят парами» (например, рыба - озеро). После того как все пары объяснены, педагог называет по одному слову из каждой пары, а дети должны вспомнить второе слово.

Задачи учителя – логопеда:

  • Объяснить, что если слова дружат и «ходят парами», то их запоминать не надо. Они сами о себе напоминают. Как только появляется одно слово - второе тут же всплывает.

  • Прослушать объяснение связи слов в каждой паре.

  • Можно изменить правила, предложив вспомнить не первое, а второе слово из пары; вспомнить пары слов самостоятельно.

Автоматизация звука [л] в обратных слогах: дятел - елка (дятел сидит на елке), шкатулка - полка (шкатулка стоит на полке), осел - козел (домашние животные), волк - белка (дикие животные), стол - стул (на стуле сидят за столом), укол - иголка (иголкой можно уколоться), вилка - колбаса (колбасу едят вилкой), скакалка - узел (на скакалке завязан узел).

Посмотри на меня и запомни слово

Учитель – логопед предлагает детям запомнить 10 слов, используя внешний вид любого человека.

Задачи учителя – логопеда:

  • Сравнить внешний вид нескольких человек. Объяснить, что все люди выглядят по-разному, носят разную одежду.

  • Рассказать, что можно запоминать слова, привязывая их к внешнему виду, одежде человека.

Автоматизация звука [р] в прямых слогах: ураган, радуга, пирамида, карандаш, рыбка, горох, ручей, комары, макароны, парус.

Волосы торчат, как будто во время урагана. Прическа - это ураган.

Платье разноцветное, как будто радуга. Платье - это радуга.

На платье много пуговиц, как частей у пирамиды. Пуговицы - это пирамида.

В карман можно положить карандаш. Карман - это карандаш.

На кармане вышивка, как будто плывет рыбка. Вышивка - это рыбка.

Поясок висит, как усы у гороха. Поясок - это горох.

Юбка переливается, как вода в ручье. Юбка - это ручей.


Проще простого

Учитель – логопед предлагает запомнить слова, используя части тела человека.

Задачи учителя – логопеда:

  • Важно объяснить, что части тела надо использовать в определенной последовательности, например, сверху вниз, слева направо - для облегчения вспоминания.

  • Начать игру, предлагая детям пофантазировать, соединяя слово и часть тела.

Автоматизация звука [р] в обратных слогах: Самовар, форточка, забор, шарф, мухомор, дырка, кефир, перчатки.

У самовара такой же нос, как у человека. Нос - это самовар.

Губы открываются, как форточка. Губы - это форточка.

Шея высокая, как забор. Шея - это забор.

Шарф лежит на плечах. Плечи - это шарф.

На ногах много пальцев, как у перчаток. Ноги - это перчатки.



Цепочки ассоциаций

Учитель – логопед показывает предметные картинки и предлагает запомнить их, собрав слова в цепочку ассоциаций. Первый ребенок придумывает ассоциацию, соединяющую 1-ю и 2-ю картинки, второй - 2-ю и 3-ю и т.д., пока не кончатся все картинки. После того как ассоциации придуманы, надо постараться все их вспомнить.

Задачи учителя – логопеда:

  • Объяснить, что такое ассоциация: связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

  • Потренироваться находить связь между любыми двумя словами.

  • Начать игру, прослушать объяснение связи между всеми парами слов.

  • Предложить вспомнить все картинки по придуманным ассоциациям.

Автоматизация звука [л] в прямых слогах: луч, лужа, малыш, ложка, лук, лоб, тулуп, водолаз, кулак, пила, юла, мыло, голубцы.

Вариант ассоциаций. Луч часто отражается в луже; по луже ходит малыш; малыш ест ложкой; в ложке лежит лук; лук горький, приходится морщить лоб, когда его ешь; лоб холодный и тулуп носят, когда холодно; тулуп надевает водолаз, чтобы согреться; водолаз машет кулаком; в кулаке много пальцев и зубьев у пилы много; пила из металла и юла тоже; юла крутится, и мыло крутится в руках; мыло завернуто в упаковку, и голубцы завернуты в капусту.

Разложи картинки

Учитель – логопед раздает карточки с предметными картинками, расположенными попарно. Дети должны запомнить пары картинок, связав их ассоциацией. Затем первые карточки убираются, предлагаются вторые карточки, где нарисованы предметы лишь одного столбика, и набор предметных картинок второго столбика. Надо по памяти расположить предметы второго столбика рядом со своей парой. Целесообразно вначале использовать пары предметов, между которыми легко установить ассоциативную связь. Можно усложнить игру, расположив на второй карточке предметы не по порядку, а вразброс.

Автоматизация звука [л] в слогах обратных, прямых и со стечением согласных:

Осел - козел, волк - белка, стол - стул, елка - дятел, шкатулка - полка, галстук - иголка. Дятел - галка, пенал - полка, белка - елка, стол - колбаса, стул - балкон, скакалка - палка.

Лыжи - палатка, столы - лампа, лопата - пила, лошадь - лось, халат - ладонь, шоколад - молоко. Малыш - ложка, голубь - ласточка, луна - палатка, мыло - ладонь, пила - вилы, ландыш - лавка.

Платье - платок, облако - глаза, клумба - флоксы, яблоко - клубника, глобус - класс, плот - флаг.

Автоматизация звука [р] в слогах обратных, прямых и со стечением согласных:

Грузовик - ведро, брусника - крыжовник, зебра - кобра, грач - страус, груша - фрукты, кровать - крыша. Трава - дрова, крыша - труба, тетрадь - цифры, груша - виноград, игрушки - краски, круг - квадрат.

Морковь - картофель, торт - самовар, забор - костер, помидор - огурцы, арбуз - сахар, шарф - куртка.

Карандаш - ручка, барабан - ракетка, горы - дорога, ворона - перо, рубашка - рукавицы, ручей - кораблик. Рыба - озеро, роза - ромашка, жираф - кенгуру, баран - корова, помидоры - горох, руки - пирожок.



Желание ребенка запомнить, надо поощрять - это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Моргунова Ирина Михайловна

Дата: 17.12.2023

Номер свидетельства: 642595


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства