Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»
Валеология — наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»»
Консультация для воспитателей
«Формирование основ здорового образа
жизни у дошкольников посредством валеологии»
Воспитатель: Желябовская О.И.
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% — от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология — наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Здоровье, по определению ВОЗ, — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Задачи валеологического воспитания:
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
Накопление знаний о здоровье.
Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Формы организации деятельности детей
1.НОД с валеологической направленностью.
Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.
Задачи:
Формирование у детей сознания того, что человек — часть природы и общества.
Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
Выработка навыков личной гигиены.
Закаливание детей.
Профилактика и устранение вредных привычек.
Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель может и должен:
Выполнять правила СанПина.
Использовать здоровьесберегающие технологии.
Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
Использовать многовариативность форм, методов, средств.