Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей 3-4 лет"»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому» Д.С.Лихачев
Патриотические чувства надо прививать с младшего дошкольного возраста.
Детство – это и деревья под окном, и родные напевы, и поразившие факты, и события. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему мир, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребенка. Заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки – это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребенком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но, без помощи взрослого ребенку, трудно выделить наиболее существенное. Взрослые выступают посредником между ребенком и окружающим миром, направляют, регулируют восприятие им окружающего мира. Воспитание патриотических чувств у дошкольников происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, а затем к городу, стране. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Родная семья.
Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества, у детей воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Подводить к тому, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родное село.
В младшей группе детям еще трудно представить себе город, село потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому прежде всего знакомить детей с ближайшими улицами. У каждой улицы есть свое название, у каждого дома есть свой номер, что подводит знать свой домашний адрес. Рекомендуем обращать внимание детей на все, что происходит вокруг – построили новый магазин, посадили деревья, построили детскую площадку и т.д. Необходимо обратить внимание на труд людей по благоустройству села. Постепенно дети начнут понимать, что они жители села и могут что-то сделать, чтобы оно стало красивым и чистым. Также рекомендуем знакомить детей с достопримечательностями родного села. Рассматривание герба села, фотографии, чтение стихов.
Главная задача – показать красоту родного села и вызвать восхищение детей. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше. Родная природа.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети младшего возраста получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе края. Родная страна. Детей знакомим с государственной символикой гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая этим, что наша страна красивая и большая.
Родная культура.
Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностями традициям своего народа. Очень важно знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством.
Советы:
1) Знакомить детей с родным поселком во время прогулок.
2) Знакомить дома с фольклором: читать народные сказки, потешки, песенки.
3) Изготовить совместно с детьми «Семейное древо» (книжка-малышка, лэпбук, древо, коллаж)
4) На своем примере показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим, толерантности и т. д.
Уважаемые, родители! Помните, для ребенка вы – пример для подражания. Как вы относитесь, друг другу, к своим родителям, к окружающим людям, к Родине, так и ваши дети будут воспринимать окружающий мир.