kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей и педагогов "Залог четкой дикции - формирование правильного произношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием  ребёнка. Её развитие зависит от многих причин. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: родители, воспитатели, логопеды, учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей и педагогов "Залог четкой дикции - формирование правильного произношения"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 395 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














Консультация для педагогов и родителей


«ЗАЛОГ ЧЁТКОЙ ДИКЦИИ –

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»











Подготовил: учитель-логопед Зубенко С.В.

















г.Донецк-2020

Формирование развивающей среды в группе дошкольного учреждения базируется на основных направлениях программы «Растим личность». Её основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду с взрослыми и сверстниками. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может свободно, понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растёт.

Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Её развитие зависит от многих причин. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: родители, воспитатели, логопеды, учителя. Красивую мелодичную речь сейчас редко услышишь даже по радио и телевидению. Речь ведущих грешит и Красивую мелодичную речь и неоправданно быстрым темпом, при котором проглатываются окончания слов, и невыразительным интонированием. Учёные и общественные деятели нашей страны говорят о кризисе литературного языка в настоящее время, особенно в сфере устного общения.

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи, говорящего норма литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура. Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмомелодическая сторона речи и звуки речи. Всех нас в большом многообразии окружают звуки природы. Речь человека так же состоит из звуков, с той разницей. Что звуки человеческой речи произносятся очень чётко, ясно, их можно легко отделить друг от друга, выделить в речевом потоке. Они, как говорят учёные, «членораздельны». Звуковую сторону речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Слово «фонетика» образовано от греческого «фон», что значит звук. Это слово легло в основу таких слов, как патефон, телефон, магнитофон. Фонетика изучает: звуковые единицы устной речи – звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы; ударение; интонацию. Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей предусмотрено в программе детского сада. Для каждой возрастной группы определена последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой и грамматическим строем; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. В соответствии с разделом программы – звуковая культура речи, формируется и развивающая речевая среда.

Работа по формированию правильного звукопроизношения состоит из следующих разделов:

  1. Развитие движений органов артикуляционного аппарата.

Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы). Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. А.Г. – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования звуков. В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим:

- уточнение движений органов артикуляционного аппарата;

- уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию;

- воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах;

- воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи.

2. Овладение фонетической системы родного языка:

- последовательная работа над гласными и согласными звуками:

Звуки русского языка делятся на гласные звуки и согласные звуки, а согласные звуки в свою очередь делятся на сонорные и шумные, а последние на звонкие и глухие.

Гласные звуки состоят из одного голоса, то есть чистого, звонкого, музыкального тона. В них совсем нет шума. В согласных звуках всегда присутствует шум, который образуется в ротовой полости благодаря смыканию обеих губ (б,п), прикосновению передней части языка к верхним зубам (д,т), дрожанию кончика языка (р). В сонорных согласных (м, н, л, р, й) – шума немного. Они очень звучные музыкальные. В звонких согласных его намного больше. А глухие звуки состоят из одного шума.

Звуки человеческой речи в отличие от слов, словосочетаний, предложений лишены значения, то есть ничего не обозначают. Тем не менее, многие из них имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова. Если вы перепутаете эти звуки, смысл слова исказится. Такие звуки, помогающие различать слова, называются фонемами (дом – Том).

Все звуки в русском языке делятся на твёрдые и мягкие. Эти названия условны.

Мягким звуком называется тот, при образовании которого спинка языка дополнительно (по сравнению с образованием твёрдого) приподнимается к нёбу, к его передней части.

Проход, по которому идёт воздух, сужается, и получается звучание, названное мягким.

Большинство твёрдых и мягких согласных звуков образуют пары. Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары (ч’, щ’, й’- всегда мягкие; ш, ж, ц – всегда твёрдые).

3. Развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам:

- дифференциация звуков: цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным вырабатывать умение воспринимать на слух их различное звучание; определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата. Выделяется 3 основные вида работы:

а. Дифференциация изолированных звуков.

б. Дифференциация звуков в словах.

в. Дифференциация звуков во фразовой речи.

4. Развитие мелодико-интонационной стороны речи:

- Развитие физиологического и речевого дыхания:

Одним из основных компонентов мелодико-интонационной стороны речи относится правильно сформированное дыхание. Для улучшения произносительной стороны речи у детей необходима систематическая работа, направленная на развитие дыхания. Дыхание – одна из функций обеспечения организма. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма. Вдох является более активной фазой дыхания, чем выдох. Главной движущей силой в обеспечении дыхания является диафрагма.

При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, что способствует наполнению лёгких воздухом. При выдохе мышцы диафрагмы расслабляются.

Различают 3 типа дыхания: верхнерёберный, грудной, грудобрюшной (диафрагмально- рёберный). У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания - грудобрюшной. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.

Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют также и голосообразовательную функцию. Дыхание в процессе речи имеет существенные отличия, по сравнению с физиологическим дыханием, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи. Речевое дыхание – это длительность дыхания и его интенсивность. В норме перед началом речи делается быстрый выдох и более глубокий, чем в покое, вдох. Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается параллельно развитию речи. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы.

Несовершенство речевого дыхания у детей приводит к следующим нарушениям звуко-произносительной стороны речи:

1. Очень слабый вдох и выдох ведёт к тихой едва слышной речи. Наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемой воздушной струи приводит к чрезмерно громкому произнесению первого слова во фразе либо первого слога в слове, остальная фраза договаривается шёпотом.

3. Неумелое распределение дыхания, по словам приводит к выдоху в середине слова.

4. Торопливое произнесение фраз без перерыва на вдохе приводит к речи с эффектом «захлёбывания».

5. Неравномерный толчковый выдох приводит к звучанию речи то громко, то тихо.


Дошкольникам, прежде всего, необходимо развивать объём лёгких, а в среднем и старшем возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Работа включает 5 этапов, которые должны проходить в строгой последовательности:

1 этап – подготовка к развитию грудобрюшного дыхания

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Даются упражнения в положении лёжа, сидя, стоя.

2 этап – развитие грудобрюшного типа с включением элементов дыхательной гимнастики.

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Задачи: - активное внимание ребёнка привлекается к фазе вдоха;

- вдох осуществляется в момент физической нагрузки Даются упражнения в сочетании с различными движениями, ходьбой, наклонами.

3 этап – развитие фонационного выдоха.

Цель: развитие озвученного выдоха.

Даются упражнения на пропевание на выдохе гласного звука, с изменением силы голоса, высоты голоса, пропевание ряда гласных звуков с разной интонацией, задания на развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха (длительно произносить звук «Ф» на 1 выдохе; многократно произносить звук «П» на одном выдохе).

4 этап – развитие речевого дыхания. Этап является базовым.

Цель: развитие собственного речевого дыхания.

Задачи: - в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из 2, 3, 4 слов, короткие стихотворные тексты.

Упражнения на развитие ротового выдоха, его длительность, направленность, непрерывность (сдувание предметов, слитно произносить фразы из 2-4 слов (используются графические схемы предложения); выработка дифференцированного дыхания: делать вдох носом, а выдох ртом и наоборот).

5 этап – развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.

Задачи: варьирование текста и постепенный переход на самостоятельное высказывание. Произнесение текста совместно с воспитателем, самостоятельно по сигналу, проговаривание по картинкам, по заданию закончить фразу, самостоятельное проговаривание.

Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы.

- развитие голоса:

Большое значение в общении людей имеет голос. Красивый голос – это один из факторов привлекательности человека, одно из его достоинств. Голос – зеркало души человека. Основными свойствами голоса являются следующие характеристики: тембр, высота, сила (громкость), полётность.

Тембр – это эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Достигается путём изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста (игры «Узнай по голосу»,

«Конкурс пародистов»).

Высота голоса по своей природе бывают разные: высокие, средние и низкие. В зависимости от высоты звучания выделяют следующие типы певческих голосов: у мужчин – бас, баритон, тенор (по нарастающей); у женщин – контральто, меццо-сопрано, сопрано; у детей – альт, дискант. Естественный голос одному из этих типов. Но в определённых пределах каждый говорящий может изменять высоту своего голоса. Принято различать 3 яруса (регистра) голоса: верхний, средний и нижний.

Средний соответствует обычной высоте голоса человека, верхний на 2-3 ноты выше среднего, нижний на 2-3 ноты пониже. Расстояние между самой высокой и самой нижней нотой, которая доступна человеку, называется высотным диапазоном голоса. Каждый голос характеризуется определённым диапазоном. Для тренированного голоса этот диапазон равен примерно 2 октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном, говорящие редко выходят за пределы 3-4 нот. Бедность звуковы- сотного диапазона приводит к звуковому моно тону. С целью развития выразительности голоса, необходимо расширять высотный диапазон. Используются игры, и упражнения на материале звукоподражаний, русских народных сказок («3 медведя).

Громкость (сила) голоса: Сила голоса у разных людей различна. У одних хороший запас громкости. У других голос слабый от природы тихий. Попытки сказать что-то громко или закричать, приводит к срыву голоса, а иногда к заболеваниям голосовых связок. Поэтому надо развивать свойголос, расширять его громкостный диапазон. Громкость – это управляемое качество голоса. Её можно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса – это средство достижения выразительности речи, её разнообразия. Выбор той или иной степени гром- кости зависит от ситуации общения, содержания речи. Используются составление бытовых диалогов, игры «Громко-тихо»; упражнения на развития силы голоса «Ауканье», «Гудок паровоза» и т. д.

Полётность голоса – это способность голоса быть слышным на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего. Чтобы придать голосу полётность, нужно:

- принять правильную осанку: плечи расправить, подбородок приподнять;

Это обеспечит нужное направление звука.

- звук надо послать чуть выше головы слушателей, как бы по диагонали вверх;

- слова нужно произнести громко, растягивая гласные, на широком дыхании, очень точно собрав звук на губах. Игры и упражнения на развитие полётности голоса «Глашатай». Можно использовать в начале сложенные рупором ладони.

- работа над интонационной выразительностью речи:

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении: она позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства. Интонация – это совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Включает в себя следующие элементы: мелодику речи, логическое ударение, паузы, темп речи, тон речи, ритм речи.

Мелодика речи – это повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл. Используется игры и упражнения, развивающие умение выражать утверждение, вопрос, удивление, восклицание.

Ударение в русском языке своеобразно и имеет свои особенности:

  1. Ударение в русском языке свободное, то есть оно не прикреплено к определённому слогу.

Может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т. д. Такое ударение называется разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определённому слогу. Во французском и турецком языках ударение всегда «падает» на последний слог:

одеколон, дебют. В польском языке ударение всегда «падает» на предпоследний слог:

Варшава, Сопот. В чешском и Венгерском языке: оно всегда приходится на первый слог: Прага, Венгрия.

  1. Ударение в русском языке подвижно, то есть имеет способность менять своё место в зависимости от формы слова: понять – понял – поняла.

  2. Ударение русского языка изменчиво, то есть с течением времени ударение меняет своё место в слове и появляется новый вариант произношения. Так раньше говорили: музыка, библиотека, случай, воздух, роскошный. Сейчас такое произношение считается неправильным, но оно сохраняется в литературных произведениях. Процесс изменения идёт и сейчас:

договор – договор, августовский – августовский, ракушки – ракушки, феномен – феномен.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.

Например: Родина – мать, умей за неё постоять. Существует несколько способов выделения логического ударения в устной речи:

- более громкое произнесение логически ударного слова;

- повышение или понижение тона на этом слове;

- пауза перед логическим ударным словом;

- замедленное произнесение слова;

Обычно используют сразу несколько способов выделения главного слова. Используются игры и упражнения, воспитывающие умение правильной постановки

логического ударения на речевом материале.

Пауза – это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Это важный элемент устной речи. Они облегают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи. Различают несколько видов пауз:

- физиологическая, или дыхательная, пауза вызвана необходимостью вдохнуть воздух;

- ритмические паузы выделяются в конце стихотворной строки;

- синтаксические паузы связаны с синтаксической структурой предложения;

- логические, или смысловые, паузы связаны непосредственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий делит свою речь на смысловые группы.

- психологическая пауза – если логическая пауза определяется смыслом, рассудком, то психологическая пауза – чувством;

- паузы обдумывания, размышления. Эти паузы помогают говорящим оформить свои мысли, отобрать наиболее точные и выразительные высказывания.

Пауза – это не простой разрыв в речевом потоке, не просто молчание. Это продолжение разговора невербальными средствами. Используются игры и упражнения на речевом, стихотворном материале.

Темп речи – это скорость произнесения речи во времени целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый, средний, прерывистый. Темп речи зависит от индивидуальноси говорящего, его темперамента, настроения, психологического состояния. Зависит также от содержания высказывания (о быстрых действиях – темп убыстряется; и, наоборот); от ситуации общения (с кем разговариваете; при каких обстоятельствах); от цели высказывания; от жанра высказывания и характера передаваемой информации. Может быть измерен 2-мя способами: число звуков (слогов) произносимых в единицу времени или средней длительностью слога (звука). В № в среднем 10 -12 звуков в секунду. Используются упражнения на выработку умения управлять темпом речи.

Тон – это эмоциональная окраска голоса человека. Отражает чувства, переживания, душевные состояния человека. Выбор тона зависит: от настроения, от ситуации общения,

от содержания передаваемой информации, от цели высказывания. Используются упражнения на развитие интонационной выразительности речи (скороговоки).

Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной музыкальной. Чёткий ритм характерен для стихотворной речи. Ритм бывает разный: быстрый, стремительный, и замедленный, плавный; напряжённый, эмоционально взволнованный и спокойный, неторопливый; чеканный и энергичный; летящий и скользкий; вялый, монотонный и весёлый, живой, выразительный. Используются упражнения на совершенствование чувства ритма (считалки).

- развитие речевого слуха, слухового внимания:

Формируются компоненты речевого слуха: восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений голоса (повышение и понижения). Используются игры и упражнения развивающие умение различать на слух силу звука,определить силу голоса, различать высоту голоса, определять на слух изменения темпа речи, тона голоса (определить персонаж). Развивать остроту физиологического слуха (правильно воспринимать словесную инструкцию (шёпот).

Развитие слухового внимания включает в себя решение следующих задачи: - умение переключать слуховое внимание;

- умение сосредотачивать слуховое внимание (определять игрушку по звукоподражанию);

- развивать направленность слухового внимания (определять направление звука);

- воспитание устойчивости внимания (определить предмет по его звучанию)

- развитие фонематического слуха:

Для развития фонематического слуха используются виды заданий: - игры на развитие звукового (фонематического) анализа слов: выделение звука на фоне слова(начало, середина, конец слова); характеристика звуков (мягкий, твёрдый; звонкий, глухой).

- игры на умение делить слова на части и составлять из частей слова;

- игры на выделение слов из предложения и составление предложений из отдельных слов.






.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зубенко Светлана Викторовна

Дата: 08.01.2021

Номер свидетельства: 569541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства