Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Здоровьезбережение»»
Консультация для педагогов «Здоровьезбережение»
Здоровьесбережение – основа профилактики заболеваний. Человек, определяя для себя образ жизни, сам регулирует уровень вероятности любого заболевания. Здоровьесбережение на уровне личности предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок, определенный комплекс норм поведения, которое предусматривает здоровьесбережение. Это, прежде всего: Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных особенностей, регулярное рациональное питание, отказ от саморазрушающего поведения (отказ от курения, алкоголя), соблюдение правил личной и общественной гигиены, повышение уровня медицинских знаний, овладение навыками самоконтроля состояния здоровья. здоровое сексуальное поведение.
Цель: формирование у педагоговумения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Ход мероприятия.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Современному ребенку необходимо обеспечить комфортное и позитивное пребывание в детском саду, а потому педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащенияпедагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагоговдетского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Исследования здоровья педагогов показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Для педагогов с педагогическимстажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Упражнение «Ассоциации»
- Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»?
Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально насыщенная деятельность, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей, необходимость освоения большого количества профессиональных знаний, жесткий режим работы, конфликты и стрессовые ситуации. Факторы такого рода оказывают отрицательное влияние на физическое самочувствие.
Вторым фактором являются причины мировоззренческие и психические, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье: наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека; неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста; неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни; неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, профессии, семьи, хобби….;
Психические причины: неумение противостоять стрессам; отсутствие навыка управлять своими эмоциями; частое превышение своих психических возможностей; неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на
радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты; неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Упражнение «Хочу – не хочу, но делаю…»
Участникам предлагается разделить лист на 2 части и написать:
1. Несколько вещей (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т. п.)
которые, вам хотелось бы делать чаще.
2. Несколько вещей, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
Обсуждение: теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?
Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. В настоящее время для саморегуляции состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.
Методы саморегуляции: дыхательные упражнения успокаивающей направленности (продолжительный вдох и удлиненный выдох).
Звуковая гимнастика, которая действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие.
Звук «О» — воздействует на сердце, легкие;
Звук «М» — воздействуют на работу всего организма;
Звук «ХА» — помогает повысить настроение.
Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных,звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.
Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.
Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой
обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту
ситуацию.
Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.
Многое в нашей жизни зависит от того, что мы думаем и какие слова произносим. Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на наше здоровье. Необходимо избавляться от иррациональные мыслей и убеждений. Иррациональные убеждения характеризуются сильными неприятными переживаниями – гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход «я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Их смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.
Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения. Упражнение «Чудесное превращение» Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в Аффирмации.
«Негативные убеждения» Ответы
1. На работе меня никто не ценит. На работе меня любят
2. Мои коллеги меня раздражают. Меня окружают только позитивные и
веселые люди
3. Я боюсь, что у меня не получится… У меня все получается просто
великолепно.
4. Я не могу смотреть на себя в зеркало. Мне нравится, как я выгляжу
5. Я разочарован в жизни… Я люблю жизнь!
Упражнение «Удовольствие» Участникам раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.
Арт-терапевтические технологии, как средство сохранения и обогащения здоровья. Ароматерапия - лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции. Фитотерапия - использование для снятия напряжения специальных чайных сборов, которые продаются в аптеках или специальных чайных магазинах. Они способствуют и тонизированию и расслаблению, смотря для чего их использовать.
Водотерапия - использование воды в целях оздоровления - метод древний. Вода обладает свойством смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции. По воздействию на организм вода может быть приравнена к физическим упражнениям, в результате которых тонизируется сердечная мышца, сосуды и капилляры, усиливается кровоток. Для расслабления полезно просто смотреть на воду. Самое доступное упражнение - мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде. Таким образом, активируется мозговое кровообращение, снимается усталость. В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.
Библиотерапия - использование чтения книг с лечебной целью. Можно просто читать литературу или перечитывать любимые книги.
Фототерапия – использование фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов.
Я хочу представить вашему вниманию – мотиваторы. Мотиваторы – это изображения или картинки в синих рамочках с разными подписями внизу. Главное их отличие от других картинок - что подписи под ними всегда позитивные и содержат глубокий смысл, который многих людей провоцирует задуматься над своей жизнью и приобрести уверенность в себе для её улучшения. Каждому педагогусовершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.