Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
Важнейшей задачей взрослых является обучение ребёнка адекватным способам выражения собственных чувств через взаимодействие с реальными объектами, не причиняя угрозы для окружающих людей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»»
Консультация для педагогов
«Уголок психологической разгрузки в группе детского сада»
В каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников. Обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа над созданием психологической комфортной среды в группе детского сада.
Проблема неспособности современного ребёнка дошкольного возраста выражать чувство раздражения, гнева, обиды надлежащим образом с каждым годом возникает всё чаще и чаще.
Всё чаще и чаще именно с этой проблемой обращаются к психологу родители и педагоги.
Агрессивному ребёнку сложно понять, что раздражение и гнев – чувства нормальные и вполне допустимые, но их вовсе необязательно проявлять в агрессии.
Важнейшей задачей взрослых является обучение ребёнка адекватным способам выражения собственных чувств через взаимодействие с реальными объектами, не причиняя угрозы для окружающих людей.
Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку.
Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей, например, в возрасте трёх – пяти лет. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта поведения и как качество личности. Так что в дошкольный период надо особенно правильно относиться к поведению агрессивного ребёнка.
Агрессивное поведение, нередко приносит ощутимые результаты. Человеку удаётся силой отстоять свои интересы и заставить других подчиняться. Но в долговременном плане это тупиковый путь. Столкнувшись с агрессивным поведением человека, люди составляют о нём нелестное мнение и стремится такого человека избегать, а иногда просто боятся. Он никогда не бывает любим.
Агрессивный человек - в конце концов; остаётся одиноким, окружённым страхом, недоверием и неприязнью. Никто не хочет, чтобы его ребёнок рос беспомощным и зависимым. Но излишняя жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживают.
Конечно, ребёнок должен за себя постоять. Но не хотелось бы, чтобы в жизнь он вошёл, привычно приняв боевую стойку.
Каковы источники человеческой агрессивности? Как и во многих иных случаях, на этот счёт есть несколько мнений.
С одной стороны – это врождённая черта, обусловленная самой природой. С другой стороны – любые поведенческие реакции формируются, усваиваются в результате научения и примера. Если условия становления человека располагают к агрессивным реакциям и такое поведение поощряется, то агрессивность неизбежно закрепится как черта характера.
Исследователи заметили, что агрессивными чаще бывают дети тех родителей, которые сами не стремятся сдерживать своих враждебных проявлений. Большинство, однако, умеет себя держать в руках и находить приемлемые пути поведения. Детям в усвоении такого навыка надо помочь. Если о них, повзрослевших скажут, что они плохо воспитаны, то это - упрёк нам, ибо воспитаны они нами.
В последнее время родители и педагоги всё чаще обращаются с вопросами о том, что делать, если ребёнок: дерется, обзывается, конфликтует, не играет со сверстниками, не может устоять на месте и пяти минуты. Список вопросов расширяется.
Поэтому на сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и укрепления психического здоровья детей. Агрессивные дети особенно нуждаются в психологической помощи: они не умеют владеть собой, у них слабо развиты коммуникативные навыки, не владеют навыками бесконфликтного общения.
В работе с такими детьми используются следующие ее формы:
- беседа: практический разбор подобных ситуаций;
- чтение художественной литературы, рассказы – загадки о хороших и плохих поступках, работу по картинкам с аналогичным сюжетом;
- сказкотерапию;
- сюжетно–ролевые игры;
- упражнения, которые обучают конструктивному разрешению конфликтов;
- обучение саморегуляции;
- релаксацию;
- йоговскую гимнастику для малышей.
Немалая роль отводится плановой работе по устранению отрицательных воздействий у детей с родителями:
- индивидуальные консультации;
- тренинги;
- мастер – классы;
- семинары;
- брифинги;
- практикумы;
- игры.
Идея создания в группе психологического уголка с использованием материалов уголка в повседневной деятельности, для психологической разгрузки дошкольника, заключается в том, чтобы дети не только в кабинете психолога имели возможность учиться конструктивным приёмам управления своими эмоциями, но и в группе, в течение дня, как только возникнет такая потребность.
Известно, что чем больше в группе уделено внимания развивающей среде, тем успешнее и эффективнее происходит обучение и развитие детей.
Уголок психологической разгрузки в условиях группового помещения детского сада является адаптированным вариантом и не требует особых материальных затрат и приобретения дорогостоящего оборудования.
При организации психологического уголка в первую очередь необходимо выбрать место его расположения в групповом помещении. Оно должно быть удобным и доступным для детей.
Желательно, чтобы дизайн уголка соответствовал и дополнял общее оформление группы.
Особое внимание следует уделить подбору игр и объектов для уголка. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок может содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности детей.
Уголок психологической разгрузки используется как в непосредственно образовательной деятельности, так и в коррекционной и самостоятельной игровой, поисково - экспериментальной деятельности дошкольников.
Материалами служат вовсе не дорогостоящие материалы и оборудование, а вполне доступные средства:
- Поролоновые подушки;
- Стаканчики для крика;
- Цветные клубочки;
- Мешочки настроений;
- Коробочка примирения;
- Пособие «Горячие ножки»;
- Волшебные перчатки –«мирилки».
Использование пособий происходит через игру:
Примеры игр с использованием материалов психологического уголка.
Игры с клубочками.
Цель: успокоить расшалившихся детей.
Игра «Мешочки настроений».
Цель: научить детей, в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Игра «Коробочка примирения».
Цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Игра «Подушка примирения».
Цель: научить разным способам примирения после ссоры.
Игра «Перчатки – мирилки»
Цель: научить разным способам примирения после ссоры.