Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Робототехника - это будущее страны"»
Консультация для педагогов ДОО.
«Робототехника – это будущее страны». Воспитатель Узянбаева Гульбика Ахметовна.
Изучение роботехники сегодня начинается уже с детского сада. Однако не всем детским садам так повезло, и тому есть ряд объективных причин. Во – первых, стоимость одного робототехнического комплекса, превышает сттоимость средней компьютерной системы. Во – вторых, руководить процессом робототехники должен высококвалифицированный педагог, хорошо разбирающийся и в техническом конструировании , и в микроэлектронники.
Актуальность проблемы состоит и в том, что современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам в области робототехники на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Актуальность введения ЛЕГО - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена: требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника, ф ормированию предпосылок универсальных учебных действий, робототехника успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Цель введения занятий робототехникой в детском саду - реализация интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры . Робототехника в детском саду решает несколько задач : познавательную, образовательную, развивающую, воспитательную.
Внедрение робототехники в ДОУ идет по следующим направлениям: Создание лаборатории робототехники; Разработка рабочих программ по робототехнике; Разработка педагогических мероприятий по робототехнике для воспитанников; Организация дополнительного образования по направлению «Робототехника », главный метод, который используется при изучении робототехники - это метод проектов ; Сотрудничество с другими образовательными организациями по вопросам образовательной робототехники.
Итак, образовательная робототехника близка детям. В этой деятельности дети все мотивированы довести работу до конца, проявляют большую активность т.к. они играют созданными моделями роботов. При затруднениях, непонимании и неумении они обращаются к взрослому, и дети открыты к восприятию его объяснений, т.к. у них возникает реальная потребность в инструкциях взрослого. Возникает настоящий диалог между партнерами в практической деятельности. При анализе итогов детской деятельности по робототехнике проявились высокие темпы развития творческих способностей и самостоятельности ребенка, его результативность.
Конструирование робототехникой – это одно из инновационных образовательных средств. Анализ литературы позволит разработать методологическую основу развития элементов технического мышления и творчества ребенка на деятельностном, интегративном и средовом подходах. Образовательная деятельность по робототехнике с детьми строится на комплексно-тематическом, событийном, опытно-экспериментальном принципах организации деятельности ребенка. Смоделирован образовательный процесс, который в своей структуре отражает содержание, формы, методы, приемы и диагностику развития технических способностей средствами образовательной робототехники.
Основные формы и методы образовательной робототехники:
рассказывание сказок, рассказов просмотр презентаций, настольного театра, видеопросмотр беседа о сборке робота, объяснение просмотр схемы совместная работа по выполнению задания по инструкции; сюжетно-ролевая игра моделями
роботов, поощрение творческое моделирование выполнение вариативных заданий по сборке модели соревнования моделей роботов разработка и реализация проекта. Организация непрерывной образовательной деятельности по робототехнике состоит из 3 этапов:
Вводный этап – создание мотивации у детей; опора на личный опыт детей; использование настольного театра и анимации, видеопросмотр; введение персонажа (Кикки); рассказывание сказок, притчи, басен; обеспечение условий. Основной этап – инструктаж по сборке модели робота; ознакомление с деталями; чтение схемы, чертежа; обдумывание, обговаривание; сборка модели; создание своего варианта робота с дополнением или изменениями. Заключительный этап – осмысливание итогов деятельности; оценка модели, ее возможностей; игра роботами; по ситуации – замена деталей, изменение поведения модели; анализ достижений и возможных путей решения проблем. Работа с родителями
Посещение занятий клуба было высоким, сказалось удобное для посещения время – специалист заранее договаривался с родителями (обычно после 18 часов или в выходные дни). Родители были заинтересованы детьми и мотивированы участием в предстоящем турнире на фестивале робототехники, и все были полны энтузиазма.
Во время клубных встреч также были организованы презентации моделей роботов, собранных детьми. В формате клуба в вестибюле демонстрировался видеофильм и фото-отчет детских занятий, игр, издавалась газета, оформлялся буклет.
Наши первые шаги в образовательной робототехнике показали увлеченность педагогов и малышей, интерес и поддержку родителей. И это вдохновило нас на разработку проекта по раскрытию задатков и развитию способностей технического мышления детей старшего дошкольного возраста образовательной робототехникой.
Наши первые шаги в образовательной робототехнике показали увлеченность педагогов и малышей, интерес и поддержку родителей. В дальнейшем мы планируем организовать сетевое взаимодействие со школой, с учреждениями дополнительного образования, с другими ДОУ района и выйти по сетевому взаимодействию на уровень региона. Также, мы хотим расширить партнерство с родителями по раскрытию задатков и развитию основ технического мышления ребенка, по ранней профессиональной ориентации.
Такой метод как наблюдение за спонтанной и коллективной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с лего позволяет не только быстро установить контакт между детьми и педагогом, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности.
Педагогу следует помнить, что лего-элементы позволяют создать обилие игровых ситуаций, которые должны в большой степени способствовать занимательности игрового материала и учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует помнить, что нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка.
В процессе моделирования и конструктивно-игровой деятельности с лего педагог может использовать разнообразные формы:
- задание дает педагог, выполняют дети,
- задание формулируется детьми, выполняются детьми совместно с педагогом,
- задание дают дети друг другу.
Для успешного проведения лего – игр необходимо соблюдать условия:
1. Оптимальное количество участников игры 7-8 человек.
2. Детям должно хватать лего-элементов.
3. Учитывать особенности группы и ребенка отдельно, необходимо продумать как детям будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным. Чтобы дети могли свободно передвигаться и выбирать необходимые детали.
4. При проведении игр не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекта окружающего мира.
5. Обязательны стимулирование положительных эмоций и похвалы во время игры с лего.
Постройки лучше на некоторое время сохранить.
В младшей группе роль ведущего всегда берет на себя воспитатель, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбирает самые простые игры. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
В средней группе игры, немного усложнятся. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментируют со строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO DАСТА. В старшей группе дети в играх более самостоятельны. Берут на себя роль ведущего, сотрудничают друг с другом.
Мир, который открывает перед ребенком конструктор Лего настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним, ребенок помимо всего прочего получит еще и массу удовольствия и положительных эмоций. В последствии, быть может, это перейдет в постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.