Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ"»
Существует многообразие подходов к трактовке понятий «проектирование», «образовательный процесс», «здоровьесберегающий образовательный процесс»
Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности воспитателя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) ребенка с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.
Педагогическое проектирование состоит из:
методологический подход современного образования
предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
функция педагога
Образовательный процесс в педагогике понимается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на развитие и воспитание личности. Здоровьесберегающий образовательный процесс— это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на целостное развитие формирующейся личности, обеспечивающее сохранение здоровья ребенка при решении учебных, воспитательных и развивающих задач. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровьесбережение – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и эмпирический материал для эффективной подготовки педагогов к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса. В центре внимания ученых находятся вопросы:
- использования проектного подхода для обновления образовательного процесса
- совершенствования подготовки педагогических кадров,
- способы организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Проектирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства и комплексное его психолого-медико-педагогическое обеспечение - процесс очень трудоемкий. Он включает в себя несколько аспектов:
создание в ДОУ здоровьсберегающих условий;
проектирование самого содержания здоровьесберегающего образовательного пространства;
профессиональное совершенствование образовательного процесса
Процесс проектирования здоровьесберегающего образовательного пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка - воспитанника ДОУ.
Основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ
Создание экологически комфортной образовательной среды.
Использование оздоровительных технологий, восстанавливающих умственную и физическую работоспособность.
Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
Мониторинг образовательного процесса: здоровье и здоровьесберегающая деятельность объекты мониторинга.
Организация психолого-педагогического сопровождения.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
- Закаливающие процедуры.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. - Двигательная разминка.
Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
- Утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
- Проведение физкультминуток.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение. - Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.
-Дыхательная гимнастика.
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. - Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
- Подвижные игры на свежем воздухе.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. - Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.
В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.