kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Музейная педагогика как инновационная подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная консультация поможет педагогам в организациимини-музея в ДОУ, какие нужно знать особенности при месторасположении мини-музея, как проводить экскурсионную работу в мини-музее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Музейная педагогика как инновационная подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Музейная педагогика

как инновационная подход

к художественно-эстетическому

воспитанию дошкольников»


План консультации


I. Теоретическая часть.

1.1. Актуальность.

1.2. Результативность музейной педагогики.

1.3. Организация мини-музея в ДОУ.

1.4. Особенности месторасположения мини-музея.

1.5. Экскурсионная работа в мини-музее.


II. Практическая часть.

2.1. Обсуждение.

Цель: Определить понимание и актуальность темы.


III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.


Задачи:

1. Познакомить с теоретическими основами об организации мини-музея в ДОУ.

2. Помочь в определении тематики мини-музея.


Предварительная работа: разработка лекции.

Методы: лекция, обсуждение.

 

I. Теоретическая часть

1.1. Актуальность

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

 

1.2.Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • вызывать уважение к другим культурам;

  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.


Правило первое. 

К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. 

Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.


1.3. Организация мини-музея в детском саду.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детском саду мини-музея.

Музей – это особое, специальное организованное пространство в ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

  • родительские собрания

  • консультации

  • индивидуальная работа


2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.


3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.


4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

  • оформление комнаты с учётом эстетических норм;

  • наличие мебели для проведения экскурсии, занятий;

  • соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.


5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.


6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.


7этап. Выбор экскурсовода. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.


8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.


1.4. Особенности месторасположения мини-музея.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музея можно использовать различные части групповых комнат. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.


Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея


Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.


Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея


Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.


Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.


Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

 

1.5. Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять к проведению экскурсий по музею для родителей. Экскурсионная работа с родителями решает следующие основные задачи:

  • расширение представлений о содержании музейной культуры;

  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.


II. Практическая часть

2.1. Обсуждение.


Цель: определить понимание темы.

Вопросы для обсуждения:

       1. Какие задачи воспитания и развития детей позволит решить педагогу организация мини-музея?

        2. Какой этап организации мини-музея является для Вас самым трудным?

        3. Какую тематику мини-музея Вы бы хотели для себя выбрать? Определите его место, оформление, содержание?

 

III. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов консультации.


Схема описания экспонатов в каталоге.

Рисунок (фотография) экспоната
Название: 
Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется. 


Где собран: 
Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы;

- страна: Россия;

- среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.

Кем собран: 
Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей. 

Краткая информация об экспонате:

(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.) 

Как использовать в работе с детьми: 
(При изучении каких блоков программы используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми, какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).

Дополнительная литература: 
(Перечисляется литература для педагогов; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Павлова Лина Николаевна

Дата: 16.12.2022

Номер свидетельства: 620574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства