Консультация для педагогов "Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника"
Консультация для педагогов "Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника"
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричал-ки, заклички, пестушки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника"»
Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника
Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричал-ки, заклички, пестушки. Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.
Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты...» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Рассказывая потешки, используйте на первых порах наглядность, объясняйте значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание — движущая сила в развитии ребенка! Предлагаем варианты использования фольклора в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома. Использование фольклора в режимных моментах Умывание Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться. *** Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. *** Чистая водичка умоет Саше личико Анечке — ладошки, пальчики — Антошке.
Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Г д е носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть. Расчесывание волос Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят — Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся. *** Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: — Ты расти, расти, коса, Всему городу краса! Потешку также можно использовать во время игр с куклами. Во время еды Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Травка-муравка со сна поднялась Птица-синица за зерна взялась Зайка за капусту, мышка — за корку. А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко — будете здоровы! *** Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Кто кашу не ест, Молоко не пьет — Забодает, забодает *** Пошел котик на торжок, Купил котик пирожок. Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли съесть Либо деткам снесть? Я и сам укушу, Да и деткам снесу. Во время игр *** Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдет, Через киску упадет. *** Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы! Глазки смелые, Зубки белые! *** Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная.
У Аленки в гостях Два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, Курочка в сережках, Селезень в кафтане, Утка в сарафане. А корова — в юбке, В теплом полушубке.
Выход на прогулку Эта потешка научит детей ориентироваться в собственном теле.
*** Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождик подойдет -Мы пойдем в сапожках. *** Наша Таня маленька, На ней шубка аленька. *** Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять! Считалка поможет детям запомнить порядковый счет. Сама процедура одевания пройдет веселее и быстрее. Во время прогулки Показывая детям деревья, цветы или наблюдая за живыми объектами, можно рассказывать подходящие для этого случая потешка или заклички: Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад. Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки! *** Божья коровка, Черная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого. *** — Сосна, сосна, отчего ты красна? — Оттого я красна, что под солнцем посла! *** Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок! *** — Жук, жук, где твой дом? — Мой дом под кустом.
Ехали бояре — Мой дом растоптали. ***
Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут. А эти заклички познакомят детей с разными природными явлениями: Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить! *** Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят! *** Ой, ты, радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-колоколнышка! *** Ой, ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет. *** Вей, вей, ветерок, Натяни парусок! Обед Используются те же потешки, что и во время завтрака, только не повторяйте одну и ту же, а чередуйте их. Перед сном Баю-баю-баиньки, прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. *** Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди.
Котя, котенька, коток. Котя — серенький лобок, Приходи к нам ночевать Наших деточек качать. А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока. После сна Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное. Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей, рассказывая потешку: Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Эта потешка настроит детей на бодрящую гимнастику после сна:
Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет. Если ребенок плачет
Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки — Для тебя потешки
Не плачь, не плачь, Куплю калач Не плачь, дорогой, Куплю другой. Не плачь, не реви, Куплю тебе три! С помощью этих потешек можно отвлечь ребенка, успокоить. Показать игрушку белку или сделать пальцами рожки, втянуть ребенка в игру.
Использование фольклора для развития движений ребенка Пальчиковые игры Сорока-белобока Печку топила, Кашку варила. На порог скакала. Деток созывала. Этому дапа Этому дала Этому дала, Этому дала, А этому не дапа: — Ты, малец-удалец. За водой не ходил, Дров не носил Кашу не варил. И не получил! Дети водят пальчиком правой руки по ладони левой. Потом загибают пальчики и в конце грозят.
— Ладушки, ладушки, Где были? — У бабушки. Дети хлопают в ладоши.
Потешка не только развивает моторику рук малыша, но еще ненавязчиво учит не лениться и помогать взрослым. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. Указательным и средним пальцами дети учатся делать рожки улитки. Эту потешку можно использовать и на прогулке, наблюдая за улиткой Игры на развитие общих движений тела Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами! Дети скачут, как лошадки, затем приседают.
Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Дети учатся делать широкие и мелкие шаги. Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой! Ддеет ии ввы ппооллнняяю т н аа кк ллоон ы овпереид . Народные подвижные игры Мыши водят хоровод. На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснется Васька-кот, Разобьет весь хоровод!
— Гуси, гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да-да-да! — Ну, летите же домой! — Серый волк под горой Не пускает нас домой! — Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!
Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка! Как у дяди Трифона Было семеро детей, Семь сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга все глядели. Делали все так... Водящий или взрослый показывает движения, а дети повторяют за ним Ваня, Считалки Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи! Шла кукушка мимо леса — За каким-то интересом, Инти-инти-интерес, Выходи на букву «с». Потешки для новичков Педагогам известно, как тяжело бывает новичкам адаптироваться в группе детей. Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним можно использовать следующие потешки, подставляя в текст нужное имя: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка пригожий! это Познакомьтесь, дети, ваш новый друг. Красные кафтанчики, Синие карманчики, На дубу они сидят, Меж собою говорят — Все про Галеньку, Все про маленьку. Используйте фольклор в своем общении с детьми. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости. Литература 1 Современный словарь иностранных слов. — СПб., 1994. 2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. Сост. Ю. Г. Круглов. — СПб., «Просвещение», 1993.