Консультация для педагогов «Формирование правильного звукопроизношения у детей» Подготовила: учитель – логопед Волженина Т.П. КГКП «Ясли – сад «Пчелка» 2020 год Формирование правильного звукопроизношения у детей Формирование правильного произношения у детей это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В результате такой работы к четырем-пяти годам ребенок должен овладеть чётким произношением всех звуков речи. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение. Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам. У многих детей процесс становления речи задерживается. Ребенок 5лет не произносит отдельные звуки /р/,/л/, группу звуков /с/,/з/,/ц/ или несколько групп звуков: шипящие заменяются свистящими /"коска"-кошка,"зук"-жук/;звук /л/ произносится как /в/— /"вошка"-ложка/;звук /р/--картаво--/"гхука"-рука. Нередко у детей страдают и гласные звуки, они произносят их не четко. Между тем правильное произношение глухих звуков очень важно, поскольку гласные служат основой для развития навыка звукослогового, звукобуквенного, анализа, что подготавливает ребёнка к обучению грамоте. Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, замена одного звука другим) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием (фонематический слух). Поэтому для начала очень важно научить ребёнка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры. 1. Предложите ребёнку помолчать, закрыв глаза, внимательно прислушиваться к звукам, которые доносятся с улицы, из кухни, из ванной. Спросите у ребёнка, что он услышал (чириканье воробьёв, гудки автомобиля, капанье воды из крана, звуки закипающего чайника). 2. Положите в банку шарик, в спичечную коробку крупу, потряхивая баночку, коробочку, разрывая бумагу, стуча карандашом о стакан, поверните ребёнка спиной и попросите назвать, какие предметы издают звук. 3. Положите на стол разноцветные кружки из картона: «Я буду называть слова, а ты внимательно слушай: если в этом слове есть звук [В], [К], [Г], [Р] или какой-нибудь другой, подними, пожалуйста, красный кружок, если нет – подними зелёный. 4. Можно поиграть в «слова»: «Давай будем придумывать слова, которые начинаются на звук [З], [С]. Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Цель артикуляционной гимнастики - развитие подвижности органов речевого аппарата, отработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Перед началом работы Вам необходимо показать ребенку упражнение и объяснить его выполнение. Для того, чтобы ребенок проявил любопытство к артикуляционной гимнастике, ее следует проводить в игровой форме. Например, "Язычок живет в своем домике – во рту. Как и в любом доме в нем тоже есть свои дверцы - это губы и зубы. Посмотри, как я могу отворять и закрывать дверцы в своем домике, а теперь попробуй ты. Язычок очень веселый и любит превращаться в разные вещи: Упражнения: "Лопаточка" Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе, держать 10-15 секунд "Чашечка" Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов "Иголочка" Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. "Трубочка" Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. "Киска сердится" Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх А еще он, как и все дети любит играться - качаться на качалке вверх-вниз, вверх-вниз: - упражнение "Качели". Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. играть в прятки - упражнения "Змейка". Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. - упражнение "Часики". Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт к уголкам рта. Но, по-видимому, как и ты он большая лакомка, любит полакомиться чем-то вкусненьким - упражнение "Вкусное варение" Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. А как быстро он умеет скакать на лошадке - упражнение "Лошадка". Язык присосать к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную уздечку. Выполнять артикуляционную гимнастику следует перед зеркалом, чтобы ребенок видел и Ваше лицо и свое, и мог контролировать выполнение упражнения. Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. При нарушениях двигательной функции. артикуляционного аппарата нарушается динамика движений языка, губ, челюсти из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. При этом могут страдать отдельные звуки, группа звуков или несколько групп: соноры, свистящие, шипящие. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка. Материл по тренировке мелкой моторики, развитию движений речевого аппарата, ощущений от движения органов артикуляционного аппарата преподносят детям в виде сказок, стихов, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь соблюсти ее условия, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, преодоление трудностей проходит легче. Уже в 4 года у большинства детей велико тяготение к рифме, поэтому предложенные стихотворные тексты будут развивать у ребенка внимание к звуковой стороне речи, а значит, способность к звуковому анализу. Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребенок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому речевые упражнения лучше сопровождать иллюстрациями; обязательно внимательно рассмотрите их и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, по нашему мнению, она не должна превышать 15-20 минут. Но, если ребенок увлекся, не стоит резко останавливать его. Методические указания к проведению гимнастики. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады , которые необходимо сформировать. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений. При отборе материала надо соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляется последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы –«Качели»), к нему подбирается картинка – образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого данного ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20 . Из выполняемых трех упражнений новым может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Проводить артикуляционную гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Для красочного и забавного занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы – ярко окрашены. Педагог следит за качеством выполняемых упражнений: точностью и правильностью движения, плавностью и легкостью , достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое. Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности: - рассказ педагога о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов; - показ педагогом упражнения; - выполнение упражнения детьми перед зеркалом; - проверка правильности выполнения, указание на ошибку. На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости. |