Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»
Консультация для педагогов ДОУ «Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Речь педагога, как образец для подражания воспитанников»
Подготовила: Ст.воспитатель Рыжова И.И.
Цель: развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Вот простейшая формула культуры речи:
● Думай, кому говоришь.
● Что говоришь.
● Где говоришь.
● Зачем говоришь.
● Какие из этого будут последствия?
Компоненты профессиональной речи педагога.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
● голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
● педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
● педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
● с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
● голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего.
Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка. Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками.
Выразительность – еще один элемент профессиональности речи педагога. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени). Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:
Требования к качеству речи педагога ДОУ
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.
Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:
1. Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарный бабай», «ёшкин кот», «ёперный театр».
2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со стола. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!
3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем малыш научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать. Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:
дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
5. Нелитературное произношение слов:
хочут –хотят,
пошлите – пойдёмте,
ляжь – ляг,
сижа – сидя,
езжай – поезжай,
заплотит – заплатит,
ложить – класть (В литературном языке нет глагола «ложить», но есть «положить», есть глагол «класть», но нет глагола «покласть». Глагол «ложить» применяется только с приставкой, а глагол «класть» - без приставки.)
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Русские пословицы и поговорки, которые воспитатель может применить для оживления своей речи и во время разговора с детьми, и в детских играх, и на прогулке.
Ласка и шутка:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал;
Ясен, как солнышко (как звездочка).
Красней красного солнышка, ясней ясного месяца.
Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
Выросла, как тополька.
Кубарики-кубаришки, малые ребятишки.
Ты моя баловушка.
Идет, словно павушка плывет.
Танина коса — всему городу краса.
Растут детки, как грибки-дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Не видал, как упал, погляжу — ан лежу.
Ножкой об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Права ножка, лева ножка — поднимайся понемножку.
Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.
Саночки-самокаточки: садись да катись.
Прытко бегают, да часто падают.
Одному мигнул, другому кивнул, а третий сам догадался.
Поучение или наставление:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
О чем не сказывают, о том не допытывайся.
Поспешишь — людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Скоро пойдешь — ногу зашибешь.
На скору ручку — комком да в кучку.
Умел потерять, умей и найти.
Так пройди, чтобы ни стуку, ни следу.
Умей сказать, умей и смолчать.
Умей шутить, умей и перестать.
Любо — бери, не любо — не вороши.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Береги нос в большой мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Порицание:
Много шуму — мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Пыль столбом, дым коромыслом — не то от пляски, не то от таски.
Весь дом вверх дном.
У наших у ворот всегда хоровод.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Наш Филат не бывает виноват.
У всякого Федорки свои отговорки.
Друг на дружку, а все на Петрушку.
Я про сапоги, а он про пироги.
На своей улочке и курочка храбра.
Наш пострел везде поспел.
Пословицы и поговорки, относящиеся к еде и сну:
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Ни росиночки, ни порошиночки во рту не было.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Ешь больше, богатырем будешь.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Остатки сладки.
Лакомый кусок на закрепу.
Пора спать, коли некого ждать.
Милая подружка — подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Спали, почивали, весело ль вставали?
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.