Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»
ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, это познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»»
Консультация для педагогов ДОУ
на тему: «Организация наблюдений в природе
для детей дошкольного возраста
с применением игровых технологий»
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая
человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства»
И. С. Соколов-Микитов
СЛАЙД 2. ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, это познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы.
СЛАЙД 3. Познавательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.
Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начинали учиться в школе. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники познают окружающий мир, мир природы, занимаются экспериментированием, сравнивают и делают выводы, решают логические задачи. Играя, они осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой) заключается в том, чтобы погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природы.
СЛАЙД 4.Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.
При ознакомлении дошкольников с организацией наблюдения в природе, применяются различные игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В процессе игр закрепляются представления детей о животном и растительном мире, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию осознанно-правильного отношения к природе и ее богатствам. Такие игры направлены на развитие экологических знаний и представлений, воспитание осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий, которые формируют осознанно-правильное отношение к природе: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Что где растет», «Лесные хоромы», «Лесная азбука», В мире животных». «Домино: «Во саду ли, в огороде», «Лесные жители», «Грибы», «Птицы», «Цветы». Энциклопедии, познавательная литература природоведческого характера, книги о растительном и животном мире края, экологическая азбука для детей «Животные», «Растения», «Жизнь морей и океанов».
СЛАЙД 5 .В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:
распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений.
2. репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения.
СЛАЙД 6.Структура и содержание наблюдения.
Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.
1.Начало наблюдения. Задача данного этапа – концентрация внимания детей.
2.Основная часть. Задача - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.
3.Завершение наблюдения.
Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.
Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями, растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
СЛАЙД 7.Требования к проведению наблюдения.
Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:
1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу).
2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения.
3. Учет возрастных особенностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).
4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей.
СЛАЙД 8.Руководство наблюдениями.
Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.
Наблюдения проводятся на экскурсиях, также могут использоваться в любой незапланированной ситуации, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на рябину за окном прилетели полакомиться ягодами зимой снегири, или два воробья подрались из-за кусочка хлеба. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников, что зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.
СЛАЙД 9.Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах:
2 младшая группа. С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления птиц предложить им разный корм: крошки хлеба, семечки и после наблюдения спросить детей, что птицы больше всего любят есть.
Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.
В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.
Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.
Хорошо связывать наблюдения с игрой, изобразительной деятельностью, например: “Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее”
СЛАЙД 10. Средняя группа
Характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.
Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.
Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно.
Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой.
Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.
Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.
Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида растений и животных, выделяя составные части, характерные признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются, где обитают.
Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.
Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище?).
Использование личного опыта детей.
Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными.
Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия.
Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания.
Результатом наблюдения может стать практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.
СЛАЙД 11. Старшая группа.
Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более дифференцированным. Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются.
Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).
Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.
Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний.
Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам.
Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).
СЛАЙД 12. Подготовительная к школе группа.
Возрастает способность к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Проявляется большой интерес к учению, желание учиться в школе.
Наблюдение становится более самостоятельным.
В работе используются вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?». Поиграем в игру «Острый глаз». «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?». Такие вопросы-задачи ценны, прежде всего, тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, выделять простейшие связи и отношения.
Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.
Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи.
В ходе занятий чаще используются вопросы-задания, требующие от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: “Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?” Дополнительные вопросы задаются лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.
Чаще используется сравнение по общим признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.
Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: “Как ты об этом узнал? Проверь”.
Широко используются трудовые действия. При уходе за растениями, во время дежурства в уголке природы, во время посещения «Зимнего сада» дети измеряют рост растений, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер.
Эффективно применять загадки, стихи, интересные истории, что способствует расширению знаний дошкольников. Любые игровые взаимодействия помогают установить контакт, сближают, открывают доступ к самым глубинным тайнам детской души.