kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, это познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Организация наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с применением игровых технологий»»

Консультация для педагогов ДОУ

на тему: «Организация наблюдений в природе

для детей дошкольного возраста

с применением игровых технологий»


«Любовь к природе, впрочем, как и всякая

человеческая любовь, несомненно,

закладывается в нас с детства»

И. С. Соколов-Микитов


СЛАЙД 2. ФГОС ДО определяет одним из важных направлений развития, это познавательное развитие. Задачи познавательного развития направлены на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об особенностях природы.


СЛАЙД 3. Познавательная деятельность осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, наблюдение, рассматривание, экскурсии, решение проблемных ситуаций, моделирование, исследование, игры (сюжетные, с правилами), интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), мини-музеи.


Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений, навыков, а определяется как процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.


Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выведенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начинали учиться в школе. Дети думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры дошкольники познают окружающий мир, мир природы, занимаются экспериментированием, сравнивают и делают выводы, решают логические задачи. Играя, они осваивают: средства и способы познания, соответствующую терминологию, логические связи, зависимость и умение выражать их в виде простых логических высказываний. При этом взрослый вызывает интерес к игре, поддерживает его, не подавляя инициативы ребенка. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой) заключается в том, чтобы погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия природы.


СЛАЙД 4. Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно-исследовательской деятельности, экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.


При ознакомлении дошкольников с организацией наблюдения в природе, применяются различные игровые технологии. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В процессе игр закрепляются представления детей о животном и растительном мире, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды. Особое внимание уделяется формированию осознанно-правильного отношения к природе и ее богатствам. Такие игры направлены на развитие экологических знаний и представлений, воспитание осознанного отношения к объектам живой и неживой природы. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий, которые формируют осознанно-правильное отношение к природе: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Что где растет», «Лесные хоромы», «Лесная азбука», В мире животных». «Домино: «Во саду ли, в огороде», «Лесные жители», «Грибы», «Птицы», «Цветы». Энциклопедии, познавательная литература природоведческого характера, книги о растительном и животном мире края, экологическая азбука для детей «Животные», «Растения», «Жизнь морей и океанов».



СЛАЙД 5 . В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

  1. распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, а также о связях наблюдаемого объекта с другими. Этот вид наблюдения используется во всех возрастных группах как при ознакомлении с новыми для детей объектами в целях формирования первоначальных представлений, так и для уточнения и расширения уже сложившихся представлений.


2. репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части — картина всего явления (так, по цвету почвы дети устанавливают ее влажность, по цвету ягоды — ее спелость и т. д.). Данное наблюдение осуществляется на основе имеющегося у ребенка знания в форме конкретных представлений о предметах или явлениях. Воссоздание образа объекта на основе ограниченного количества признаков требует активного припоминания и активной деятельности воображения.

СЛАЙД 6. Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1.Начало наблюдения.
Задача данного этапа – концентрация внимания детей.


2.Основная часть.
Задача - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.


3.Завершение наблюдения.

Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.



Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки - форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями, растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.



СЛАЙД 7. Требования к проведению наблюдения.

Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений:

1. Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения (в зависимости от сформированности умения принимать задачу).

2. Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения.

3. Учет возрастных особенностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения (он должен быть небольшим, но достаточно определенным).

4. Высокая умственная активность и самостоятельность детей.


СЛАЙД 8. Руководство наблюдениями.

Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Наблюдения проводятся на экскурсиях, также могут использоваться в любой незапланированной ситуации, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на рябину за окном прилетели полакомиться ягодами зимой снегири, или два воробья подрались из-за кусочка хлеба. Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек), так и со всей группой воспитанников, что зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.


СЛАЙД 9. Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах:


2 младшая группа. С трехлетнего возраста в наблюдение можно включать отдельные поисковые действия. Например, во время кормления птиц предложить им разный корм: крошки хлеба, семечки и после наблюдения спросить детей, что птицы больше всего любят есть.


  • Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, т.е. дать возможность всем детям активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства.


  • В конце наблюдения, для усиления эмоционального впечатления детей от общения с животными или растениями, целесообразно спеть им песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.


  • Наблюдения проводятся неоднократно, как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально.


  • Хорошо связывать наблюдения с игрой, изобразительной деятельностью, например: “Посмотрим елочку, а потом нарисуем ее”


СЛАЙД 10. Средняя группа


Характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Обладают некоторым запасом конкретных представлений о природе.

Рассматривая окружающие предметы, они способны воспринимать их в деталях.


  • Содержание усложняется. Наблюдения организовываются за животными и растения, причем можно предложить как один, так и два объекта одновременно.


  • Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой.


  • Организуется длительное наблюдение за развитием и ростом животных, растений.


  • Расширяется объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения.


  • Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида растений и животных, выделяя составные части, характерные признаки каждого из них, как они передвигаются, чем питаются, где обитают.


  • Детей учат сравнивать объекты по признакам различия и сходства.


  • Широкое применение вопросов направленных: на уточнение знаний об основных частях объектов, их особенностях (Кто это? Какого цвета шерстка? Какой формы туловище?).


  • Использование личного опыта детей.


  • Дети начинают осваивать несложные способы ухода за растениями и животными.


  • Рекомендуется использовать загадки, песенки, потешки, стихи, связанные с содержанием занятия.


  • Завершая наблюдение, следует с помощью вопросов выяснить, как дети усвоили знания.


  • Результатом наблюдения может стать практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы.


СЛАЙД 11. Старшая группа.


Характерны: любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Восприятие становится более дифференцированным. Возникновение новых форм мышления. Способность понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности. Способность самостоятельно ставить познавательную задачу. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения и действовать в соответствии с ним. Знания, навыки и умения детей усложняются.


  • Продолжение знакомства с особенностями внешнего вида, образом жизни животных (движение, питание, сезонные приспособления, защита от врагов, рост и развитие).


  • Организация наблюдения и с использованием раздаточного материала.


  • Усложнения методики организации и проведения наблюдения, для формирования у детей более сложных знаний.


  • Предоставление детям большей самостоятельности в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам.


  • Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).


СЛАЙД 12. Подготовительная к школе группа.


Возрастает способность к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Проявляется большой интерес к учению, желание учиться в школе.


  • Наблюдение становится более самостоятельным.


  • В работе используются вопросы природоведческого характера. Неожиданными и интересными для детей становятся задания типа: «Кто быстрее посчитает, сколько берёзок на нашем участке?», «Послушайте, как чирикает воробей. Сколько раз он чирикнул?». Поиграем в игру «Острый глаз». «Узнай, сколько точек на крылышках и спинке у божьей коровки?». Такие вопросы-задачи ценны, прежде всего, тем, что заставляют ребенка наблюдать, размышлять, выделять простейшие связи и отношения.


  • Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями их существования и потребностями, образом жизни.


  • Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи.


  • В ходе занятий чаще используются вопросы-задания, требующие от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает такое задание: “Посмотрите и расскажите, чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?” Дополнительные вопросы задаются лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой.


  • Чаще используется сравнение по общим признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.


  • Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: “Как ты об этом узнал? Проверь”.


  • Широко используются трудовые действия. При уходе за растениями, во время дежурства в уголке природы, во время посещения «Зимнего сада» дети измеряют рост растений, подсчитывают количество вновь распустившихся листьев, бутонов, цветков, рассматривают их форму, размер.


  • Эффективно применять загадки, стихи, интересные истории, что способствует расширению знаний дошкольников. Любые игровые взаимодействия помогают установить контакт, сближают, открывают доступ к самым глубинным тайнам детской души.


  • Заканчивается наблюдение обобщением.



СЛАЙД 13. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горн Ольга Николаевна

Дата: 12.05.2021

Номер свидетельства: 580269


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства