Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: Физиологические особенности детей дошкольного возраста и система их обучение «Шахматам»»
Физиологические особенности детей дошкольного возраста и
система их обучение «Шахматам»
У детей в возрасте 4-6 лет отсутствует сознательная мотивация к обучению, и принцип может быть только один – должно быть интересно.
Первый этап.
Наполняемость групп. Количество детей в группе не должно быть больше 12. Это оптимальное количество малышей. Если детей больше, справляться с ними становится тяжело. Они начинают мешать друг - другу. Продолжительность занятий в старших группах дошкольного учреждения – 20 минут, в подготовительных группах – 25 минут в режиме два занятия в неделю.
Задача первого этапа – объяснить цель игры и научить, как ходят фигуры. Другими словами, подготовить ребенка к самостоятельной работе за доской. Для этого необходимо, чтобы помещение, где проходят занятия, было оборудовано демонстрационной доской. Важный момент – доска должна быть расположена достаточно низко, чтобы дети дотягивались до фигур и могли самостоятельно их перемещать. Если просто объяснять и показывать, большинству из ребятишек вскоре станет неинтересно. И, конечно, должен присутствовать игровой момент. Здесь очень уместны всевозможные дидактические игры, предложенные И.Г.Сухиным в книге «Удивительные приключения в шахматной стране».
На первом этапе обучения приходится допускать одну условность – на поле отсутствуют короли. Любому шахматисту – практику принять это достаточно сложно. Однако дети, не искушенные в правилах игры, на первых порах не придают этому значения.
Предлагаю следующую схему проведения занятий.
1занятие: Король. Правило хода и взятие. Ладья. Правило хода и взятие. При этом можно уже сразу объяснить смысл игры и ввести понятие «шах» и «мат».
2 занятие: Закрепление пройденного.
3 занятие: Слон. Правило хода и взятие.
4 занятие: Закрепление пройденного.
5 занятие: Ферзь. Правило хода и взятие.
6 занятие: Закрепление пройденного.
7 занятие: Пешка. Правило хода и взятие.
8 занятие: Закрепление пройденного.
9 занятие: Конь. Правило хода и взятие.
10 занятие: Закрепление пройденного.
11-13 занятие. Расстановка начального положения фигур
Второй этап.
Как можно быстрее нужно переходить к тому, чтобы ребенок начал самостоятельно работать за доской. Это совершенно разные вещи: совместно с педагогом решать задачи на доске – и проделывать аналогичную работу самому. Соответственно, требование для работы с группой однозначное – каждый ребенок должен иметь свой отдельный комплект шахмат. Необходимо при этом иметь большой подбор раздаточного материала для каждого ребенка в зависимости от его подготовки.
Длительность второго этапа не определяется временными рамками. Все зависит только от того, как долго дети обучаются в группе на базе детского дошкольного учреждения или в школе. Нужно только грамотно подбирать задание каждому ребенку в зависимости от его успехов, чтобы процесс не тормозился, а ребенок мог двигаться дальше. Если задание слишком легкое, ребенок не будет прогрессировать. Если слишком сложное - он потеряет интерес к процессу обучения. Этот момент зависит полностью от искусства педагога.
Таким образом, обучение на втором этапе сводится к тому, что мы предлагаем каждому ребенку свой ряд последовательно усложняемых логических задач. Это позволяет быстро определить способности ребенка к игре, хотя, конечно все достаточно условно, поскольку каждый из них усваивает материал со своей собственной скоростью.