Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни прибывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей: "Адаптация к саду"»
Консультация для родителей:
Адаптация к детскому саду
выполнила: Санжеева И.С.
Щелково 2018
Как приготовить ребёнка к детскому саду
Деловое сотрудничество
Если общение ребенка с мамой основано только на ласках и поцелуях, оторвать его от себя крайне сложно. Малыш должен привыкать к деловому сотрудничеству со взрослыми, то есть учиться делать что-то вместе с папой, с мамой, с бабушкой. Например, если вы собираете пирамидку, то одно колечко нанизывает взрослый, а другое – ребенок, если загружаете машинку кубиками, то отвезти груз в другую комнату поручите малышу.
Познание сверстников
Вашему сыну или дочке необходимо усвоить, что маленькие дети, которые играют во дворе не куклы, а живые существа, потому их нельзя толкать, хватать за волосы, царапать. Зато с ними можно бегать наперегонки, интересно играть, меняться игрушками. Старайтесь, чтобы вокруг вашего ребенка были другие маленькие дети, приглашайте их в дом, во время прогулки затевайте с ними увлекательные игры. Учите ребенка делиться своими игрушками, получать радость когда не только берешь, но и даешь. Перед приходом в ясли полезно познакомить его с кем-нибудь из его будущей ясельной группы.
Умение играть
Малыш, который умеет только бросать и перекладывать игрушки с места на место, наверняка будет скучать в детском саду. Игрушки должны быть наполнены для него смыслом. Куклу можно кормить, укладывать спать, одевать. В игрушечную машину можно погрузить солдатиков и доставить их в другое место. Взрослый должен несколько раз проделать все это вместе с ребенком, причем с полной серьезностью, показывая всю важность этого занятия. Малыш быстро усвоит навыки обращения с игрушками, и тогда в яслях он всегда найдет себе интересное дело.
Знакомство с новыми людьми
Старайтесь, чтобы в вашем доме появлялись новые для малыша люди. Он должен научиться не бояться и стремиться познакомиться с ними и подружиться. В конце концов ребенок поймет, что от посторонних не исходит никакой опасности. Попробуйте изредка оставлять малыша на 2-3 часа с другими родственниками, подругой, пусть привыкает расставаться с мамой без слез и переключаться на других людей.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Можете ли вы представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад?
Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем они больше вас, а есть просто гиганты. Гиганты проявляют к вам особый интерес, но их намерения пока не ясно – добрые они или не очень.
Их так много, все о чем – то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди и что за город. Помог, поддержал.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад трехлетним малышом: действительно, его окружают незнакомые взрослые – воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют. И ходить по детскому саду боязно – что там, за поворотом?
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателем, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то умение освоится в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, с воспитателем.
Именно поэтому для воспитателя, впервые встречающего новую группу детей особенно важно разобраться, как дети воспринимают себя и свое окружение в детском саду и каким детям может понадобиться помощь в адаптации к детскому саду. Ну и конечно же, важно знать, как эту помощь можно оказать.
Где мама?
Задолго до детского сада малыш может поверить: мама может уходить, но всегда возвращается. Для «тренировки» попробуйте на короткое время оставить ребенка в компании хороших знакомых, детей и родителей. Только не забудьте предупредить малыша о своей отлучке! Очень пригодятся ребенку и навыки общения с детьми и чужими взрослыми. Поэтому стоит использовать любую возможность завести новые знакомства и расширить круг друзей малыша.
Легкое привыкание
Часто дети сами хотят пойти в детский сад. А как быть с теми, кто отнюдь не горит желанием туда отправиться? Что ж, сделать привыкание к детскому саду относительно легким можно и в этом случае.
Разговор о детском садике лучше начинать задолго до первого похода туда, и говорить о нем стоит, как о чем-то очень-очень привлекательном (только без вранья и фантазий, чтобы избежать разочарований).
В вашем дворе или у подруг наверняка найдутся дети, которые уже ходят в детски сад. Познакомьте их с вашим малышом, пусть «опытные» детки поделятся своими садовскими впечатлениями. Можно сыграть и на желании большинства детей «вырасти»: «когда ты подрастешь, ты тоже будешь ходить в детский сад». Этот этап взросления можно отметит каким- нибудь дополнительным плюсом: например, разрешить новоиспеченному детсадовцу ложиться на 15 минут позже или самому выбирать, в чем идти в детский сад.
Мама может помочь и привыканию к более или менее казенной обстановке. Сегодня многие воспитатели охотно позволяют родителям провести с ребенком в группе около часа. Хорошо, если вы сами сможете показать малышу его место за столом, кроватку, туалет. И, конечно, игрушки со словами восхищения: как много, какие интересные. В садик можно взять и свою игрушку или книжку, и это будет частичкой дома в пока еще чужом месте.
Первая обязанность
Очень важно объяснить малышу, почему он должен ходить в сад. Можно сказать, что он теперь большой, и как все большие люди, утром тоже будет уходить по своим делам. Мама и папа отправятся на работу, старшие дети в школу, а он в садик. Это и будет его первой обязанностью. А можно представить его новую роль как помощь маме, которая теперь может ходить на работу, зарабатывать деньги и, кстати, покупать новые игрушки.
Дорога из сада – время для разговоров. Как прошел день, с кем он играл, что ел? Малышу интересно рассказать о том, кто в группе плачет, кто балуется и – обязательно – кто ему нравится. Скорее всего вы и не заметите, как он начнет приносить из сада занимательные истории.
А вот чего делать нельзя: исчезать, пользуясь тем, что ребенок заигрался, шантажировать садом и устраивать незапланированные выходные среди недели. Привыкнуть все-таки проще к тому, что ты понимаешь и осознаешь. Даже если это звучит так: вы поедите, погуляете, поспите – и я приду за тобой.
Главное – это дружба!
Пожалуй, главное в детском саду - это друзья.
Стоит помочь малышу завести друзей как можно скорее. Например, прежде чем отдать его в детский сад на целый день, стоит на протяжении недели – другой походить погулять в этот садик в часы, когда гуляет его будущая группа (разумеется, по договоренности с воспитателем). Пусть у ребенка будет время познакомиться с детьми, привыкнуть к ним, подружиться: большинству все это проще сделать, когда где-то рядом мама, которая может и общую игру предложить, и беседу подстроить так, чтобы малыши незаметно разговорились. Отправляться в садик к знакомым ребятам будет совсем не страшно.
Признаки психо-эмоционального напряжения
Трудности засыпания и беспокойный сон;
Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
Рассеянность, невнимательность;
Отсутствие неуверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок чаще всего ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
Проявление упрямства;
Постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора, ест, заглатывая при этом пищу;
Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);
Снижение массы тела или, наоборот, проявление симптомов ожирения;
Повышенная тревожность;
Дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.
Как помочь агрессивному ребенку адаптироваться в детском саду
Если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо вместе с психологом тщательно проанализировать ее причины, выявить трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранить их, а затем формировать у ребенка недостающие у ребенка умения, навыки, а также установки в отношении других людей.
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гневы или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть его. Ему необходимо знать, что нужен и важен для вас.
Помните, что внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.
Как помочь медлительному ребенку адаптироваться к детскому саду
Если ваш ребенок медлителен, попробуйте изменить свою тактику.
Главное – не торопить, не подгонять ребенка, не напоминать ему о его медлительности, неловкости;
Проконтролируйте все элементы режима дня: сон, отдых на воздухе, питание, двигательную активность;
Помните, вашему ребенку нужно время для «раскачки» (он с трудом просыпается, долго собирается в детский сад – разбудите его пораньше и т.д.), не конфликтуйте вечером, перед сном не корите за долгие сборы ко сну;
Необходимо сделать все, чтобы, осознавая свою медлительность, ребенок в то же время не чувствовал свою ущербность, неспособность. Помогите ему овладеть необходимыми навыками – самостоятельно одеваться и раздеваться.
Можно придумать какую-нибудь игру, которая поможет ребенку преодолеть свою медлительность, можно делать вместе, соревнуясь.
Важно, чтобы взрослые всегда были спокойны и доброжелательны.
Как помочь тревожному ребенку адаптироваться к детскому саду
Не привлекайте тревожных детей к видам деятельности соревновательного характера;
Хвалите ребенка даже за не очень значительные достижения;
Не заставляйте ребенка вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала посмотрит);
Используйте в работе с тревожными детьми игрушки и материалы, уже знакомые им;
Закрепите за ребенком постоянное место, кроватку;
Попросите ребенка быть помощником воспитателю, если малыш не отходит от него.
У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности
Показатели окончания адаптационного периода
Бодрое, спокойное, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;
Уравновешенное настроение в течение дня, адекватное отношение к предложения взрослых, общение с ними по собственной инициативе;
Умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;
Желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;
Спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени;
Спокойный ночной сон, без просыпания до утра.
Если малыш с радостью и много говорит о детском садике, если спешит туда, если у него там друзья, можно считать, что адаптационный период закончился. Вот теперь можно подумать о своих делах и о своих интересах