kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Методика проведения занятий по изучению стихотворений графико-схематическим методом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заучивание стихотворения

Первое знакомство со стихотворением происходит на утреннем круге в понедельник. Но на утреннем круге не акцентируется внимание на стихотворение, а идет непроизвольное знакомство. Так как утренний круг происходит ежедневно, то в течение недели автоматически запоминают большую часть стихотворения. Поэтому к пятнице будет наивысший результат запоминания стихотворения. Подводя в пятницу итог по теме недели, очень эффективно его проводить через художественную литературу и ИЗО. Тем более произведения уже знакомо, остается для закрепления в памяти, уже акцентируя внимание на деталях стихотворения (смысл, сюжет, проследить выводы) – записать (частично) и зарисовать это стихотворение в схему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Методика проведения занятий по изучению стихотворений графико-схематическим методом» »







Консультация

«Методика проведения занятий

по изучению стихотворений

графико-схематическим методом»






















Заучивание стихотворения

Первое знакомство со стихотворением происходит на утреннем круге в понедельник. Но на утреннем круге не акцентируется внимание на стихотворение, а идет непроизвольное знакомство. Так как утренний круг происходит ежедневно, то в течение недели автоматически запоминают большую часть стихотворения. Поэтому к пятнице будет наивысший результат запоминания стихотворения. Подводя в пятницу итог по теме недели, очень эффективно его проводить через художественную литературу и ИЗО. Тем более произведения уже знакомо, остается для закрепления в памяти, уже акцентируя внимание на деталях стихотворения (смысл, сюжет, проследить выводы) – записать (частично) и зарисовать это стихотворение в схему.

Цель схемы:

  1. Систематизация и последовательность в мыслях ребенка.

  2. Нахождение главных слов стихотворения (например, в каждой строчке)

  3. Развивает образное мышление (сам-ый подбор рисунка на строчку)

  4. Развивает речевой аппарат (интонация непроизвольно ребенок делает ударение на зарисованных главных словах в стихотворении)

  5. Развивает внимание и навык письма при списывании перепечатывании основных слов строчки.

  6. Развивает навык образного рисования.

  7. Воспитывает терпение, последовательность, сосредоточенность.

Работа со стихотворением:

  1. Зачитывание всего стихотворения (и в движениях или психогимнастики – т.е. так, как его преподносили в утреннем круге)

  2. Беседа на понимание стихотворение – вопросы воспитателя.

  3. Д/и «Я начну, а вы кончайте, дружно, хором – отвечайте»

Д/и «Вставь нужное слово»

Д/и «Стихотворение цепочкой – «телефон» и т.д.

4. Чтение 1 строчки

- Что изображено? (ответы детей)

Здесь воспитатель направляет детей на главные слова строчки, через которую раскрывается смысл.

- зарисовка строчки

- частичная запись – печатание строчки

…/// …///

5. Полностью повтор строчки по схеме

6. и т.д. (включая минуты релаксации, психогимнастики и т.д.)

7. Итоговое прочтение стихотворения детьми по изготовленной схеме.

На занятии

  1. После организационного момента, вспоминается стихотворение через психогимнастику.

  2. Беседа по стихотворению.

  3. Заучивание наизусть

В середине стихотворения обязательно делать минуту релаксации, физминутки, пальчиковую гимнастику.











Консультация для педагогов:

«Учим стихи …. Играючи»

Воспитатель: Борисова Т.А.

















Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь!» «Какая память!» - восхищаются собеседники. Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние.


Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

Чтобы не подорвать добрых отношений с ребенком, не требовать от него невозможного, предлагаем воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

При разучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память, например зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Не забывайте, что самая сильная память – эмоциональная. Значит разучивание должно быть для дошкольника делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

Давайте разучим с детьми, например, стихотворение «Две синички» (слова народные) Сначала воспитатель читает выразительно весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить (цель разучить он поставит перед собой, а не перед детьми). Педагог показывает, как сделать руки «гнездышком», и просит представить, что там, в гнездышке, живут маленькие дрожащие синички. Ими можно полюбоваться, поднести к лицу и согреть своим теплым дыханием, прижать к себе, а затем вместе в воспитателем произносить слова и повторять движения. (Каждый педагог может придумать свои движения)


Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички

Сидят, прижавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе

Но вот одна проснулась

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела

И к солнышку взлетела

Вторая вот проснулась,

Проснулась, встрепенулась,

И песенку запела

И к солнышку взлетела

И вот синички вмести

Под солнышком летают.

Их солнышко своими

Лучами согревай

Вот вечер наступает,

И солнышко садится.

Пора домой синичкам

Под вечер возвратиться

Сидят в гнезде две птички,

Две маленьких синички

Сидят, поджавшись тесно:

Тепло в гнезде им вместе.


Руки детей изображают гнездо, прижаты к груди, они согревают птичек.

Одна рука изображает пальцами движения крыльев, затем «взлетает» вверх. Вторая у груди. Вторая повторяет движение первой.

Руки с пальцами крыльями двигаются над головой, изображая полет птиц навстречу друг другу. Руки плавно опускаются. Дети могут присесть.

Руки снова складываются гнездышком и прижимаются к груди.

Это стихотворение можно читать много раз, и дети часто сами повторяют его, приспосабливая и под «тихий час» и под игры на улице. Главное, чтобы это была игра, в которой дошкольники «внутренним взором» видели, какие у птичек перышки, клювики, глазки, как они летают, поют, спят, отогревая их своим дыханием, прижимали к груди. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы. И у взрослого! Общение с детьми получается позитивным.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например. Стихотворение С.Я.Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям «с вещами», которые сдавала дома.

Сложные стихи можно учить по строчке и читать по очереди, друг за другом. Эффективно использовать прием «от имени», говорить текст от имени различных персонажей с соответствующей интонацией.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы – рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю», «я первый …», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом».

Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоем (каждый «покажет» своего персонажа (правой рукой).

Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.

Дети пятого года жизни разыгрывают сценку – стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучить стихотворение: сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С.Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадываются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать. При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься до следующего – и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие. Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы, и на этой лестнице «разложить» весь текст своего стиха, а потом мысленно шагать по ступенькам и читать. Прием запоминания и проговаривания хором тоже может быть удачен, так как дает возможность тем детям, которые сразу не смогли запомнить строки, скрыться в общем хоре голосов. Для хорошего запоминания и чтения нужны особые стихи, наперво – речитативные, например:

Взял я лук и крикнул: «Эй! Удивлю сейчас я всех!»

Натянул потуже лук, да стрела застряла вдруг.

И вокруг сказали все: «Э-э-э-э!»

(Е.Тарлапан)

Примечание. Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.

Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

а) сосредоточиться

б) внимательно наблюдать

Прежде всего старайтесь научить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти – повторение.

Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким – либо другим.

Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать возможность разыгрывания и «проживания».

Учить не только игровому, не и целенаправленному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание – сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К.Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое». Мы в своих рекомендациях пытались трудное сделать привлекательным и уже оттого более легким.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Божко Марина Андреевна

Дата: 14.05.2015

Номер свидетельства: 211318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства