Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей 4 – 5 лет
«Научим Мишку принимать гостей»
( тип занятия-тренировочное)
Программное содержание:
Развивать все компоненты устной речи посредством создания условий для свободного общения со взрослым, сверстниками, предлагаемым персонажем, позволяющим ребенку стать в позицию учителя, помощника.
Развивать представления детей об окружающем мире посредством привлечения ребенка к обсуждению вопросов познавательного характера (обобщение «чайная посуда», правила сервировки, культура гостеприимства)
Воспитывать положительные взаимоотношения между сверстниками в совместной речевой деятельности, позволяя ребенку стать полноправным участником беседы (говорить самому, слушать собеседника)
Материалы: кукольная мебель: диван, стол, стулья; скатерть, салфетки; чайная посуда: чайные пары, чайные ложки, чайник – заварник, сахарница, конфетница; продукты: заварка, сахар, конфеты.
Ход занятия:
Детей встречает Мишка (игрушка), сидящий на стуле.
Воспитатель:
Вот они, гости наши: Саша, Катя и Наташа
Оля, Даша и Сережа
И Артем пришел к нам тоже.
Лиза, Таня и Кирюша
Игорь, Ира, наша Ксюша
Света, Леша и Андрюша
Все мы вместе собрались
Вот и поздоровались!
Воспитатель: Мишка, почему ты такой радостный?
Мишка: Ребята, ко мне сегодня придут гости, Маша, Даша и Наташа, они обещали меня новой игре научить.
В: Куда же ты их посадишь?
М: Вот сюда (показывает на ковер), а куда же еще?
В: Мишка, а ведь так гостей не встречают.
М: А как надо, я не знаю, ну все, настроение у меня испортилось.
В: Мишка, не расстраивайся, я уверена, что ребята тебя обязательно научат и помогут. Хотите помочь? Сможете?
(предполагаемые ответы детей: хотим, сможем, да, поможем)
М: Как здорово, вот спасибо.
В: Мишка, смотри, у нас и диванчик есть.
М: Ребята, а зачем диванчик?
(предполагаемые ответы детей: чтобы было удобно, мягко)
М: Теперь я понял, мы посидим, поговорим.
В: Мишка, а ты чем угощать гостей будешь?
М: А вот у меня в пакете все есть! Пусть угощаются.
В: Кто же так угощает?
М: А как надо, я не знаю.
В: Смотри, Мишка, у нас с ребятами и стол есть и стульчики.
М: Ребята, а зачем стол?
(предполагаемые ответы детей: всегда за столом сидят, стол удобный).
Хорошо, я запомню, а еще что –нибудь нужно?
В: Ребята, объясните Мишке, как правильно накрыть стол для гостей, чтобы гостям понравилось?
Дети начинают рассказывать о том, что нужна скатерть, салфетки, чайные чашки, ложки. Воспитатель предлагает детям расстелить скатерть, салфетки, расставить чашки, разложить ложки.
М: Ой как красиво, вот у меня и заварка есть (выкладывает пачку чая). Настоящий чай, ароматный, не то, что в пакетиках. Гостям понравится.
(предполагаемые ответы детей: нет, не понравится, так нельзя)
М: Ребята, почему не понравится? (предполагаемые ответы детей: заварка может рассыпаться, не получится заварить)
Дети: Нужен чайник-заварник
М: А зачем чайник-заварник?
(предполагаемые ответы детей: чтобы заваривать чай, чтоб красиво было)
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол чайник- заварник.
М: Молоко у меня тоже есть (ставит коробку). Гостям понравится?
(предполагаемые ответы детей: нет, не понравится, так нельзя)
М: Почему не понравится? (предполагаемые ответы детей: коробка может упасть, молоко может разлиться, из коробки неудобно наливать)
Д: Нужен молочник.
М: А зачем молочник? (предполагаемые ответы детей: чтобы наливать в него молоко, чтоб красиво было)
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол молочник.
М: А у меня и сахар есть (ставит банку). Гостям понравится?
(предполагаемые ответы детей: нет, не понравится, так нельзя)
М: Почему не понравится? (предполагаемые ответы детей: из банки сахар брать неудобно, банка некрасивая)
Д: Нужна сахарница.
М: А зачем нужна сахарница? (предполагаемые ответы детей: чтобы было удобно, красиво)
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол сахарницу
М: А конфеты тогда я сам положу (кладет пакет). Гостям понравится?
(предполагаемые ответы детей: нет, не понравится, так нельзя)
М: Почему не понравится? (предполагаемые ответы детей: пакет неудобно открывать, конфеты могут рассыпаться)
Д: Нужна конфетница.
М: А зачем нужна конфетница? (предполагаемые ответы детей: чтобы было красиво, чтоб гости конфеты увидели)
Воспитатель предлагает ребенку поставить на стол конфетницу.
М: Как красиво все у вас получилось. Теперь точно гостям понравится, правда, ребята? (предполагаемые ответы детей: понравится )
В: Теперь только осталось вскипятить воду и заварить чай.
Смотри, Мишка, а гости уже на пороге (воспитатель вносит кукол, рассаживает на диване).
М: Здравствуйте, девочки, как я вас ждал, я старался, а ребята мне помогали, смотрите, как красиво! А вы меня научите играть?
В: Конечно научат и тебя научат и нас с ребятами. Пока закипает чайник мы поиграем.
Игра «Подними ладошки выше».
М: Спасибо, вам, ребята за помощь, вы удивительные молодцы, вот вам от меня угощенье.
Только давайте договоримся, если мне нужна будет ваша помощь, я вас позову. Спасибо вам, девочки за интересную игру, идемте чай пить.