Просмотр содержимого документа
«Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы ДОУ "В лаборатории воды"»
Возрастная группа: дети средней группы-8 чел, дети подготовительной к школе группы- 4 чел.
Вид НОД: десант
Тема НОД: «В лаборатории воды».
Направление образования и развития (образовательная область): «Познавательное развитие».
Цель: формирование представлений у детей о свойствах воды.
Задачи:
закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений;
знакомить детей с обобщёнными способами исследования воды;
расширять представления детей о свойствах воды в процессе опытнической деятельности;
формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;
развивать у детей социально-коммуникативные навыки (взаимодействие со сверстниками, старшими детьми и взрослым).
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Формы реализации детских видов деятельности:
коммуникативная,
опытно-экспериментальная.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, сотворчество.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, ноутбук, детские столы, прозрачные пластиковые стаканчики, молоко, сок, вода, трубочки коктейльные, камешки по количеству детей, кувшин с водой, подносы, бумажные цветы.
Предварительная работа:
работа с детьми по этапам проекта «Юные исследователи»;
работа с материалами и оборудованием из уголка юного экспериментатора как в организованной, так и в самостоятельной деятельности детей;
чтение с детьми литературы(энциклопедия юного исследователя -опыты и эксперименты);
десант в младшие группы: показ кукольного театра, драматизация сказок, совместное рисование и др.
Ход занятия
I часть: Вводная Дети с воспитателем входят в зал, встают в круг.
В:-Доброе утро я вам говорю!
Доброе утро. Я всех вас люблю!
Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного.
Давайте с вами поздороваемся. Игра «Здравствуйте!» (поздороваться шёпотом, грустно, весело)
Посмотрите, сколько у нас гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь! (дети здороваются)
-Молодцы! Ребята, садитесь, пожалуйста, на стулья! Сядьте удобно, спина прямая. Мне сегодня пришло странное видеописьмо! Посмотрите (внимание на экран, показ отрывка мультф.)
_-Как вы думаете, что произошло?(ушла вода, нет воды, засуха забрала воду) Ребята, злая колдунья Засуха забрала воду и вернёт её на землю тогда, когда вы познакомитесь со свойствами воды. (беру в руки цветы).
Я сегодня принесла вам цветы, а они завяли без воды!
- Ребята, подумайте и скажите где можно встретить воду? Где живёт вода? (ответы детей)
-Верно, ребята, (внимание ребят на экран), вода живёт в лужице и в речке, в море и океане, в водопаде (показ слайдов где живёт вода).
-Молодцы! Конечно, вода необходима и растениям, и животным, и людям для жизни: воду пьют, в ней купаются, её используют для приготовления еды.
-Ребята, вы помните, что нам нужно познакомиться со свойствами воды, только тогда она вернется на Землю? Я приглашаю вас в лабораторию воды,где мы будем изучать её свойства.Проходите и встаньте к столам по два человека. Вы сегодня- юные исследователи. А помогать вам будут старшие ребята, наши помощники. Заходите, помощники! Займите свои места.
Приступаем к исследованиям.
(4 стола стоят по кругу, за каждым- по три человека: двое детей средней гр. и по-одному помощнику из подготовительной группы).
II часть: Основная. Опыты
1.«Вода жидкая, течёт».
В: Первый опытпроведёт Ваня.
Ваня, пожалуйста!
Р: Берём стакан с водой и переливаем воду в пустой стакан и обратно.
В: Ребята, переливайте. Льётся вода? Почему вода льётся? Потому что она жидкая.
-Лена, вода какая? (жидкая), (спросить 2 детей)
-Максим, почему вода льётся? (потому чтожидкая).
-Верно, если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вода льётся, значит она(какая?) жидкая.( на экран 1 символ)
Спасибо, Ваня!
2. «У воды нет запаха и вкуса»
В: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах и вкус. Поможет нам в этом Миша. Пожалуйста, Миша!
Р: Возьмите стакан с соком и понюхайте сок.
В: Пахнет сок? (да). Верно. Сок пахнет.
Р: Возьмите стакан с водой и понюхайте воду.
В: Пахнет вода? (нет). -Верно. Вода ничем не пахнет, значит у неё нет запаха. ( на экран 2 символ)
Исследуем дальше, Миша.
Р: Опустите трубочку в стакан с соком и попробуйте на вкус?
В: Ну, как, ребята, какой сок на вкус?(сладкий, кислый). Верно, у сока есть вкус.
Продолжай, Миша!
Р: Вставьте другую трубочку в стакан с водой и попробуйте на вкус.
В: Ну как, ребята, есть у воды вкус? (у неё нет вкуса). Если у воды нет вкуса, значит она какая? (безвкусная)
-Верно.Вода не имеет вкуса, значит она безвкусная. ( на экран 3 символ)
Спасибо, Миша!
3. «Прозрачность воды»
В: Теперь мы будем исследовать другое свойство воды.
Поможет нам в этом Даниил.
Даниил, пожалуйста!
Р: В стакан с водой и в стакан с молоком положите по камешку.
В: Ребята, кладите в стаканы по камешку. Посмотрите, в стакане с молоком камешек видно? (нет.) Почему не видно? (ответы детей).
-А в стакане с водой камешек видно? (да). Почему видно? Если камешек в стакане с водой видно, то вода какая? (прозрачная)
Правильно, вода прозрачная. ( на экран 4 символ)
Спасибо, Даниил!
III часть. Заключительная. Итог занятия:
-Молодцы!Что ж,юные исследователи, вы побывали в лаборатории воды, проделали опыты. Подойдите сюда, пожалуйста!
Давайте вспомним о свойствах воды. (внимание детей на символы на экране -длинной указкой)
-(вода льётся, значит она (какая?) жидкая;
-если в воде видны предметы, значит вода (какая?) прозрачная;
- вода не имеет (пауза)вкуса и (пауза) запаха.
-Хорошо! Ребята, садитесь на стулья! Посмотрите, нам снова пришло видеописьмо!
(на экране отрывок мультф.: идёт дождь, вновь звучит запись журчания ручейка, шум водопада, звери радуются).
В: - Вы хорошо постарались! Мы победили засуху и вода снова заполнила землю!
-(после окончания фрагмента). -Теперь мы можем помочь нашим цветам! Лиза, возьми, пожалуйста, цветок кувшинки и опусти его воду. Посмотрите, как цветок радуется воде!
Лиза, пожалуйста!
Р: Возьмите по цветочку, они завяли без воды, опустите их в воду.
В: Ребята,какое чудо! Посмотрите, цветы распускаются. Как они рады воде! Замечательно!
-(отвести ребят в сторону). Сегодня мы с вами узнали многое о воде. Дружите с водой, берегите её, потому что без воды не будет жизни на земле.