-закреплять навыки ухода за листьями: протирать, опрыскивать, счищать пыль сухой кисточкой;
-учить детей определять необходимость ухода в зависимости от внешнего вида листьев, воспитывать интерес к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
- комнатные растения, тонированные листы для рисования, краски.
Подготовка воспитателя:
-подготовка оборудования.
Предшествующая работа:
-знакомились с комнатными растениями.
Ход занятия.
Воспитатель: послушайте стихотворение А. С. Пушкина
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит…
О каком времени года говориться в стихотворении?
О зиме.
- Какими бывают деревья зимой?
- Без листьев, голые. Зелёные стоят только ель и сосна.
- Правильно, молодцы, ребята.
- А траву, цветы мы сейчас видим на улице?
- Тоже нет.
- А какие растения нас радуют круглый год?
- Комнатные растения.
- С комнатными растениями происходят изменения зимой?
- Нет, они всегда зелёные, радуют нас своим красивым видом.
- Почему эти растения называются комнатными? (Ответы детей) .
- Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня пойдём на экскурсию в оранжерею, где собраны разнообразные комнатные растения. Там круглый год тепло как летом, красиво.
- Посмотрите внимательно и назовите растения, которые вы знаете. (Дети называют: бальзамин, аспарагус, плющ, традесканция, фиалка,. ) .
2. Форма растения (похоже на кустик, похоже на дерево, свисающее, похожее на травку.) .
3. Описание стебля.
4. Описание листьев (форма, край, цвет, поверхность, размер) .
5. Описание цветка.
(Дети описывают) .
- Например, бальзамин - растение похоже на кустик, стебель сочный, нежный, прозрачный. Листья яйцевидной формы, с волнистыми краями, гладкие, небольшого размера, светло-зелёного цвета. Цветок яркий, красивый, розовый, со шпорцем.
- А если листочки небольшие, гладкие, как удаляем с них пыль? (Опрыскиванием) .
- Правильно.
Фиалка - растение похоже на травку. Стебля нет, листья округлые на длинных черешках. Край листа волнистый, листья зелёного цвета, мясистые, средних размеров, опущенные. Цветы розовые
- А как с таких листьев удалять пыль?
- Если листочки мягкие, покрытые ворсинками, то пыль нужно удалять сухой кисточкой.
- Молодец, Дима.
Традесканция - свисающее растение. Стебель длинный, тонкий, зелёный. Листья без черешков овальной формы, заостренные, ярко-зелёные, небольшого размера, край ровный. Цветки мелкие, белые. Пыль с листьев удалять - опрыскиванием.
Аспарагус - свисающее растение, стебель длинный, тонкий, хрупкий. Листья как иголочки у ёлочки - маленькие, узкие, тонкие, зелёные. Это растение тоже опрыскивают.
- Дети, мне тоже понравилось одно растение, хотите, вам расскажу о нём. (Показываю, дети рассматривают сансевьеру) .
- Это сансевьера. В народе её называют «щучий хвост».
- Почему? Тёмные и светлые поперечные полосы на кожистых листьях напоминают окраску щуки. Родина - Южная Африка. Там очень тепло. Это вечнозелёное растение с длинным ползучим корневищем. Что такое корневище?
- Это огромный, толстый корень. От него растут плотные, длинные мечевидные листья.
- В комнатных условиях чаще всего встречается сансевьера трехполостная, с полосками, торчащими вверх мечевидными листьями с неровными, поперечными, темными и светлыми полосками.
- Это неприхотливое растение.
- Что такое неприхотливое?
- Не требует особого ухода. Теневыносливое - переносит тень. Летом требует умеренного полива, зимой поливают редко (только когда подсохнет земля) .
Поручение
- Как удалить пыль с таких листьев? - влажной тряпочкой.