Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лойгинская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение детский сад «Березка»
Актуальность: Работа с детьми по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первое место и ему уделяется большое внимание .Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина- в деятельности человека в природе, часто без грамотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Цель: -Формирование начало экологической культуры, становления осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии.
-Отношение к себе как к части природы.
Задача: Закрепить знания детей о внешнем виде лягушки(небольшое животное ,серовато зеленного цвета. Глаза большие выпуклые), объяснить развитие организма(от икринки до взрослой лягушки)
-Дать представление о связи лягушки с экологическими факторами, живыми организмами, о сезонных изменениях в жизни животного и его приспособления к окружающей среде.
-Закрепить движение лягушки( прыгает по суше, плавает в воде.
-Воспитывать бережное отношение к лягушке, любовь к природе.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Лягушка», живой лягушки, головастиков. Место обитания водоема. Зарисовывание водных растений(рдест, водокрас, частуха ,стрелолист, сусак, ряска, кубышка, лилии).
Звучит магнитофонная запись: Песня «Лягушек»
Воспитатель загадывает загадку: «И в лесу мы , и в болоте, нас всегда везде найдете
На поляне, на опушке мы зеленые …(лягушки)»
С наступлением весны, ярко светит солнышко, вскрываются водоемы, озера, канавы.
В это время там можно обнаружить слипшиеся шарики.
Показываю банку(макет с лягушечьей икрой. Вот такие шарики можно увидеть в воде. Это икринки, которые откладывает лягушка.
Дети рассматривают икринки у стола воспитателя. Какие икринки? (они липкие, прозрачные, с черной точкой)
Вспомните, как из икринок появляется лягушка. На магнитной доске расположены картинки: от икринки до взрослой лягушке. Правильно ли расположены картинки? (Нет)
Кто хочет расположить картинки и рассказать, как развивается лягушка?
Ребенок- В начале икринки, из прозрачного шарика вырастает головастик, у него большая голова и маленькое туловище. Головастик растет, у него появляются задние ноги, а потом и передние ноги. Исчезает хвост и он превращается в большую красивую лягушку.
Дети за столами выкладывают развитие лягушки.(карточки с 1-4 демонстративный материал Н.А.Рыжова.)
ФЗМ- «Лягушки»
Вы хотите стать ,лягушками?
Идите поучимся громко квакать и прыгать.
Представьте ,что вы красивые лягушки (с имитаций движения)
«Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать два!
Головастиками были ква,- ква!
Дружно хвостиками били, ать два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега ребята, ать два!
И с хвостом , и без хвоста,
Жить на свете красота.!
А где вы видели лягушку? Где она живет? (в воде, около, озер, водоемов, на суше)
Как передвигается лягушка в воде? (плавает)
А на суше?( прыгает)
Обобщение: В воде лягушка плавает или отдыхает, на берегу- охотится.
Какого цвета лягушек вы видели: (зеленых)
Дети подходят к аквариуму. Что вы видите?( Растения, лягушку, )
Сразу ли вы заметили лягушку? А в природе может ли человек заметить лягушку, в зарослях травы, растений ? ( Да можно, но это очень трудно)
Обобщение: И в воде, и на берегу, где лягушка прячется среди травы, она не заметна)
Почему она не заметна? (Зеленая, прячется, чтобы труднее было заметить)
Дети садятся за столы .Предлагаю разложить лягушек (карточки 5а и 5б)
Где живут лягушки? На земле , в воде.
Разложите карточки 6 и 8 – где живут лягушки.
Но не все лягушки бывают зеленого цвета(показываю карточку 5 б)
Есть и пятнистые , яркие по окраске лягушки, они как бы «пугают» тех, кто хочет ими полакомится.
Часто такие лягушки бывают ядовитые. А как вы думаете, наши зеленые лягушки ядовиты? Почему? (они не приносят вред)
Даже в старину, чтобы молоко не скисло, туда садили лягушку.
Обобщение: Лягушка «прячется», не только благодаря окраске. Особенно трудно ее обнаружить, когда она лежит в воде ,или сидит на суше не подвижно.
Наверно у многих ребят лягушка выпрыгивала прямо из под ног, они ее замечали только тогда, когда она начинала двигаться.
А почему мы не видим лягушки зимой? (зимой спит)
Подумайте, где она может спать? (Зимой она зарывается на дне водоемов. А летом прячется среди травы)
От кого лягушка прячется? Кто у нее враги? ( аист, цапля, филин, , барсуки, ужи)
Поставьте карточку 11
Около пруда летом много насекомых. Каких вы знаете?(мухи, стрекозы, пауки, комары)
Какую пользу приносит лягушка? (поедает насекомых)
Лягушка- очень хороший охотник за летающими насекомыми( карточки 12,9. 10)
В этом ей помогает язык и умение хорошо прыгать, У нас , людей язык прикреплен ко рту задним концом (дети выставляют язык вперед и шевелят им)
Мы только выставляем передний кончик языка, потому что задний крепко держится во рту.
А у лягушки язык прикреплен передним кончиком поэтому она выбрасывает его далеко вперед, лучше нас и еще он клейкий, и жучки, комары, приклеиваются к ее языку. Давайте и мы попробуем половить насекомых.
Игра «Поймай комара»
Обобщение: Лягушка различает и запахи. У каждой лягушки есть свой дом, она его хорошо знает.
И если лягушка очутится далеко от своего дома, то все равно она найдет дорогу и вернется в него.
Поэтому не нужно уносить лягушек с берега озер, рек, пусть они живут в своих домах.
А сейчас мы нарисуем «домик» для лягушки, чтобы она могла в нем жить: дышать, охотиться, плавать, прятаться.
Что есть в воде , нужное для того , чтобы в ней жили лягушки? (растение, воздух)
Вот на образцах нарисованы водные растения .Посмотрите внимательно и скажите какие водные растения вам знакомы: ряска, камыш, кубышка, лилия .
А вот эти растения называют рдест, водокрос, частуха, стрелолист. Сусак(воспитатель показывает на образцах растения)Некоторые перерисуйте себе. Дети рисуют водные растения.
А сейчас давайте спрячем лягушку в своем пруду, который вы нарисовали.