Конспект занятия с использованием социо-игровой технологии в старшем возрасте
Конспект занятия с использованием социо-игровой технологии в старшем возрасте
Занятие построено в интересной игровой форме путешествия, в котором создаются условиядля формирования положительного отношения к сверстникам, повышения самооценки, преодоления страхов и отработки отрицательный эмоций.
Методы и приемы используемые на занятиии: социо-игровые игры и упражнения в малых группах, психогимнастические творческие этюды, малоподвижные игры, писихолоические приемы отработки отрицательных эмоций
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей со способами избавления от чувства злости (добротой, лаской).
2. Продолжать учить проявлять положительное отношение к товарищам с помощью вербальных и невербальных средств (прикосновение, ласковые слова)
3. Формировать чувство общности в группе детей, путем создания ярких образов, через совместное переживание эмоций.
4. Закреплять социо-игровые умения: объединяться в две группы по слову, объединяться в четверки по разрезным картинкам.
Оборудование и материалы: игрушка «Солнечный зайчик», письмо, музыка «Море», «Лес», презентация «Ласовые волны», темная бумага, разрезанные картинки на 4 части (рисунки детей), тазики с теплой водой, звездочки.
Ход занятия:
Мотивация. Психолог приходит в группу к детям и просит помочь найти в группе игрушку Солнечного зайчика, (заранее спрятанного)
Ребята, помогите, наш друг Солнечный зайчик, куда-то пропал!
Когда игрушка найдена, взрослый обращает внимание, на его лицо
-Дети посмотрите, какое настроение у нашего друга? (грустное)
-Как вы догадались? (по лицу)
-Почему зайчик грустит? Дети высказывают предположения.
-Послушайте, что он расскажет (игрушка шепчет на ушко взрослому): сегодня он получил письмо от своих друзей Тани и Вани, психолог показывает конверт и читает текст: «Дорогие ребята, нас утащила Тучка – Злючка, в свою страну Злобляндию.»
-Ребята, что же нам делать?
-Как выдумаете можно им помочь?
-Пойдем помогать детям?
Мы отправимся в волшебную страну спасать Таню и Ваню.
Спускаемся в подземное царство, тихо, чтобы злая волшебница нас не услышала (дети спускаются по лестнице в затемненный спортивный зал).
Мы в волшебной стране Злобляндии. Прислушайтесь, что-то шумит (включается музыка «бушующее море»). Это море расшумелось.
Упр. «Бушующее море»
- Послушайте внимательно как шумит море.
- Как вы думаете, какое море в этой стране? Теплое или холодное, ласковое или злое, какие еще слова можно подобрать? (сердитое, бушующее, темное…)
Игра «Море волнуется».
Дети на слова: море волнуется раз, море волнуется 2, море волнуется 3, изображают движения волн, на слова: чувство замри, застывают в позе изображающей, какое-либо чувство. Ведущий с игрушкой Солнечного зайчика в руке от его имени, отгадывает какое чувство, показывает каждый ребенок, если отгадано, верно, ребенок оживает.
3. Страна Злобляндия.
-Мы приплыли в страну Злобляндию там всегда ночь. Прислушайтесь, Что вы слышите? Это звуки ночного леса. (запись музыки)
-Какое чувство они у вас вызывают? (страх, испуг)
Кто испугался, собирайтесь все вместе возле меня, кто не боится, соберитесь возле окна.
-Кто не боится, подумайте, как вы можете помочь своим товарищам? (успокоить, погладить, обнять, сказать ласковое слово)
Упр. В парах. «Успокой друга»
Давайте успокоим своих товарищей. Дети подходят друг другу и успокаивают ободряющими словами, прикосновениями, объятиями.
- Молодцы, помогли, были очень заботливыми и добрыми.
4. -Посмотрите, ребята, здесь какая-то записка. Это Тана и Ваня прислали нам. Давайте присядем и прочитаем. Психолог рассказывает историю о том, как дети попали в плен к Тучке-Злючке.
-Как вы думаете можно победить зло? (лаской, добротой)
Упр. в малых группах «Расколдуй добром»
-Давайте расколдуем детей. Для этого надо объединиться в группы по 4 человека. Возьмите разрезные карточки с портретами детей Тани и Вани и объединившись по ним, найдите свою группу.
- Что у вас изображено на карточках? (портреты детей, которых нужно расколдовать)
-Выберите, в вашей группе кто будет Танечкой и Ванечкой, остальные их расколдовывают ласковыми словами и прикосновениями.
-Молодцы! Помогли Тане и Ване стать снова добрыми детьми.
5. Упр. На отработку отрицательных эмоций.
- Но злость осталась, она превратилась во что-то. Как вы думаете во что?
- Что это за листы черной бумаги? (дети предлагают свои варианты) - -- Это злость, надо уничтожить ее. Возьмите каждый по 1 листочку и как можно сильнее скомкайте его и выбросите как можно дальше, чтобы злость к нам не возвращалась. Дети выполняют упражнение.
6. Вот мы и уничтожили всю злость, страна стала доброй, а Тучка-Злючка испугалась и улетела далеко. Пора нам возвращаться домой.
Упр. «Ласковые волны»
-Посмотрите на море, (включается презентация с изображением ласкового, солнечного моря) послушайте, как оно звучит теперь (музыка «ласковые волны»).
- Как вы думаете, какое оно теперь стало? (теплое, доброе, ласковое)
Выставляются тазики с теплой водой, детям предлагается опустить руки и проверить какая вода, на дне дети находят звездочки- подарок то жителей страны.
Поплыли домой.
Этюд. дети представляют, как они плывут по теплому, ласковому морю, плещутся волны, звучит красивая музыка волн.
7. Итог.
- Сегодня мы совершили хорошее дело. Какое? (спасли детей),
- Как мы спасали Таню и Ваню? (добрыми поступками, словами расколдовали их)
- Какие качества нам помогли? (дружба, доброта, смелость)
но Тучка-Злючка осталась и в следующий раз мы будем ее расколдовывать, чтобы она больше никого не смогла унести с собой.
Дети встают в круг берутся за руки и громко кричат «Мы, дружные! Мы смелые! Мы добрые!»
Литература:
Крюкова С.В. Слабодянник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. – М.: «Генезис», 2006 г.
Хузеева Г.Р. «Диагностика и коррекция агрессивности у дошкольников» - Журнал «Психолог в детском саду» №3/2007 г. Стр. 47-70.