• Продолжить формировать гуманное отношение ко всему живому;
• Пробудить осознанное желание трудится на положительное преобразование окружающего мира
Материалы и оборудование:
Семена настурции, гороха, подсолнечника;
Персонаж - Инопланетянин.
Аудиозапись - спокойная музыка.
Лупы (по количеству детей);
Кюветы с песком или ватой (по количеству детей);
Фотографии клумб детского сада и города летом;
Детали схемы развития растения;
Плакат с изображением цветов настурции
Предварительная работа:
Осенью педагог привлекает детей к сбору семян растений цветущих на клумбах детского сада, обращает внимание на увядание природы, подводит детей к самостоятельному выводу, что природа погружается в зимний сон.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка
Дети входят в зал
Воспитатель обращает внимание на импровизированную клумбу в центре зала, дает возможность рассмотреть её.
Воспитатель: наша клумба очень красивая, но она не настоящая и цветы не нестоящие. А какие из цветов, растущих на клумбах вы знаете?
Дети: гладиолусы, астры, георгины, розы и т. д.
педагог рассказывает сказку (легенду) об астрах.
Астра получила название от греческого слова «астер», т. е. звезда. По легенде астра выросла из пылинки, упавшей с неба звезды. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – так астры общаются со своими сестрами – звездами.
У всех цветов есть свои секреты, какой секрет знает настурция, мы сможем узнать, познакомившись с этим цветком.
Воспитатель: дети, вспомните, какие красивые клумбы цвели и радовали нас летом. Я вам помогу вспомнить. Посмотрите на фотографии. Это наш детский сад летом. Вспомнили? Красиво? Вот уже совсем скоро закончится осень, незаметно пройдет весна и наступит долгожданное лето.
А хотите, чтобы и следующим летом у нас цвели такие же чудесные цветы?
Дети: хотим!
Воспитатель: а что же нам нужно сделать чтобы выросли цветы? Из чего они вырастают?
Дети: из семян.
Воспитатель: вы помните, как мы собирали семена?
Дети: да
Воспитатель: Мы с вами говорили о том, что в каждом семени до весны уснул прекрасный цветок.
Звучит музыка. Входит Инопланетянин.
Инопланетянин: здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Ой, какие вы все красивые, яркие и нарядные как цветы на клумбе.
Воспитатель: здравствуй, Инопланетянин. А мы как раз сегодня о цветах и разговариваем?
Инопланетянин. а что о них разговаривать? Они куда-то все пропали. Обошел я сейчас вокруг детского сада, хотел нарвать цветов с клумбы и вам подарить, чтобы в группе красиво было, ни одного цветочка нет… вы не знаете куда пропали все цветы … и откуда они вообще берутся?
Дети: сейчас конец осени, поэтому цветов нет, но когда наступит весна и в земле проснутся семена из них и появятся цветы.
Инопланетянин: вот это да! Из семечка? А у меня тоже есть семечки (достает из кармана семена подсолнечника, гороха, настурции) вот они давайте скорее их сажать. Я хочу большой букет цветов и поскорее …
Воспитатель:(высыпает семена на блюдо) я тебя огорчу, быстро никак не получится, чтобы получить красивый букет нужно очень хорошо потрудится и иметь терпение… к тому же у тебя здесь не только семена цветов, но и других растений, а они никак для букета не подходят. Правда, дети? Что принес Инопланетянин?
Дети: семена подсолнуха и гороха ….
Инопланетянин. Ну ладно, семена подсолнуха я и сам уже узнал, они черные … , а вот остальные все одинаковые круглые.
Воспитатель: да, они круглые, но одинаковые ли? Давайте посмотрим повнимательнее. У меня есть волшебное увеличительное стекло, которое как раз нам поможет рассмотреть каждое семечко.
Воспитатель раздает лупы. Дает время детям обследовать семена.
Воспитатель: семена подсолнуха мы уже узнали, отбирайте их и складывайте вот в эту коробочку… а остальные семена давайте сравним …
Дети сравнивают семена по форме, величине, цвету, характеру поверхности … сортируют семена.
Воспитатель:
Давайте посмотрим что у нас получилось: вот в этой коробочке у нас семена подсолнуха и из них вырастут …. ?
Дети: подсолнухи.
Воспитатель: а здесь у нас круглые, гладкие, светло зеленые семена. Что это?
Дети: Горох
Воспитатель: а здесь какие семена?
Дети: круглые, шершавые, морщинистые, светлые …
Воспитатель: мы собирали эти семена и у нас на клумбе осенью. Вы помните какие цветы нам их подарили? … Это НАСТУРЦИЯ (произносят вместе)
Воспитатель демонстрирует большую фотографию с изображением настурции.
Воспитатель: значит если мы посадим эти семена, у нас вырастут вот эти прекрасные цветы
Инопланетянин: не верю я … эти семена совсем не красивые, на маленькие камешки похожи … откуда возьмется цветок?
Выслушиваются предположение детей.
Воспитатель: а давайте продолжим наше исследование…
Возьмем в руки лупу… и по два семени. Одно гороховое, другое семя настурции и внимательно под лупой их рассмотрим.
Воспитатель дает детям время рассмотреть семена.
Воспитатель: смотрите внимательно… нет ли на поверхности семян чего то особенного?(обращает внимание каждого ребенка на зародыш семени)
Дети: на семенах есть бугорок.
Воспитатель:Вы очень наблюдательные … Вот в этом бугорке и спит будущее растение, вместе со всеми своими цветами … а бугорок этот называется ЗАРОДЫШ.
На какие слова похоже это слово?
Дети: рождение, родится ….
Инопланетянин: я понял… цветок родится из этого семени… сразу раз и готово…
Воспитатель: подожди, не торопись … прежде чем появится цветок еще много времени пройдет … это только в сказке бывает, чтобы раз и готово…
Инопланетянин: вот бы в сказку … или волшебника, какого нибудь сюда …
Воспитатель: а мы с ребятами готовы стать волшебниками и показать тебе как появляются цветы. Правда ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда давайте превратимся в семена.
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Дети располагаются на ковре, звучит спокойная музыка
1. семечко лежит в почве: Дети сидят на ковре согнувшись, лоб к коленям, руки на коленях, плотно прижаты к туловищу
2. наступает весна припекает солнце, в земле появляется влага: появляется корешок: находясь в том же положении дети вытягивают одну ногу
3. корешок набирает влаги из земли, семечко просыпается еще сильнее: появляется стебелек: дети поднимают голову, распрямляют туловище. руки в замок на груди, крепко прижаты к туловищу
4. стебелек растет тянется к солнцу на нём разворачиваются листья: руки на плечи, локти разводим в стороны
5. солнышко пригревает росточек, дождик его поливает, он набирается сил и вот появляется бутон: руки сложены лодочкой и приставлены друг к другу
6. бутон тянется к солнцу: медленно поднимаем сложенные руки вверх
7. и наконец бутон распускается: раскрываем руки, шевелим пальцами
упражнение повторяется 2 раза
Воспитатель: ребята, вам понравилось быть цветами?
Дети: Да!
Воспитатель выборочно спрашивает детей, кто каким цветком себя представлял
Инопланетянин: ребята из вас такие прекрасные цветы получились… я ни за что бы вас с клумбы не сорвал, вам бы наверно это не понравилось.
Воспитатель: конечно, мы рады, что ты сам это понял …
Инопланетянини теперь я точно знаю, как появляется цветок … сначала листья, потом корешок… правда ребята?
Дети: нет,перепутал
Воспитатель: Эх,… ладно применю я еще одно волшебство. Мы сейчас все что происходит с растением зашифруем
Работа с моделью:
1.На столах у детей конверты со схемой развития семени. Дети раскладывают схему по порядку.
2. каждый ребенок выполняет индивидуальную аппликацию, из уже готовых фигур по образцу
1. семя лежит в почве: наклеиваем круг коричневого цвета
2. появляется корешок: + треугольник коричневого цвета
3. появляется стебелек: + длинная полоска зеленого цвета
4. появляются листья: + 2 зеленых овала
5. появляется бутон: + круг желтого цвета
6. цветок распускается: + 5 красных овалов
Инопланетянин Вот здорово! Смотрите что получилось! Теперь я все –все запомню! А вы ребята?
Дети: Да!
Инопланетянина вы сможете рассказать об этом своим мамам и папам, так же как рассказали мне?
Дети: Да!
Инопланетянин: жаль, все таки, что быстро ничего не получается!
Воспитатель: есть у меня еще одно волшебство… чтобы семечко быстрее проросло, мы должны его хорошенько напоить, цветоводы называют такой прием ЗАМАЧИВАНИЕ.
ИнопланетянинУра! Я сейчас ведро воды принесу и засыплю туда все семена. мне для цветов воды не жалко!
Воспитатель: Подожди не торопись, вот если ты пить попросишь, а мы тебя в речку кинем тебе это понравится? А вам ребята? Что может произойти?
Дети: можно захлебнуться и погибнуть
Воспитатель: вот так же и с семенами, они ведь живые, они могут тоже захлебнутся и погибнуть …поэтому при замачивании, воды наливают, так чтобы она не скрывала семена а еще лучше помещают во влажные песок, опилки, вату. Справимся мы с такой задачей?
Дети: Да!
Дети замачивают семена в кювете и ставят его в теплое место
Воспитатель:мы хорошо потрудились, но наша работа еще не окончена… теперь мы будем наблюдать за нашими семенами и как только появится корешок, пересадим их в почву
Инопланетянинна клумбу?
Воспитатель: нет…
ИнопланетянинА куда же?
Воспитатель: об этом надо подумать… давайте договоримся. мы понаблюдаем, в группе как развивается семя, и вырастим в группе.
Дети:Да!
Инопланетянин: Ну теперь я знаю, как развивается растение. Спасибо вам ребята! До свидания!